Атеизм, деизм, софизм, паралогизм.19.01.2011 Ханов О.А. - Глотову С. А. (litsovet.ru) (По поводу публикации О.Ханова "Компьютер и поиски разума на земле")Я не считаю себя приверженцем какой-либо религии, но атеизм, как разновидность веры, не принимаю тоже. Если это попадает под определение "деизм", не буду возражать - классификация останется внешней, т.е. формальной, для меня безразличной. Уверенно могу принять только логику, которая может подтвердить или опровергнуть предположения. Но у логики есть границы, за пределами которых возможна только вера (она начинается с аксиом). Статус положений, принимаемых на веру для меня одинаково ненадежен, здесь я легко могу "поступиться принципами". Вера может соотноситься только с фактами, точнее - с их ненадежными субъективными интерпретациями. "Человек - глаза и уши Бога" - идея мне показалась красивой и хорошо оформленной (как мне говорили, принадлежит она все-таки не Томасу Манну, но это не важно). Как я это понимаю (о чем речь), есть два мира - реальный и, как теперь говорят, - виртуальный. Человек пребывает в реальности, но имеет некоторый контакт с этим инобытием и может выступать для него как медиум, посредник. Не настаиваю на "философском" характере публикации, но не могу согласиться с определением "софизм", который предполагает преднамеренность ложного умозаключения. Готов допустить "паралогизм" - неосознанную логическую ошибку. Но если так, то у меня большая просьба - высветить эту ошибку, для меня это важно. Естественно, цель публикации никак не "просветительская", из перечисленных ближе всего - "приглашение к общению". Важность темы для меня в том, что она весьма "фундаментальна" и порождает много следствий. Уже долгое время (лет 30) она присутствует в моем восприятии окружающего мира. Поэтому я буду благодарен любому мнению по этому поводу. Краткая формулировка тезиса примерно такова: "В процессе самоорганизации больших систем любого типа в них возникает множество разнообразных внутренних законов и связей, результаты исполнения которых можно интерпретировать как проявление внутреннего, принадлежащего системе интеллекта". 05.02.2011 Ханов О.А. - Шахвердову А.В. (litsovet.ru) Разум и воля (По поводу публикации О.Ханова "Компьютер и поиски разума на земле") "У человека есть воля" - это аргумент. В статье предполагается существование разума у иных образований, более крупных, чем человек. Но как только появляется слово "разум", где-то рядом непременно должно быть другое понятие - воля, без которого разум - фикция. Иногда даже кажется, что эти понятия - синонимы. И если так, то обнаружив проявление воли, следует искать проявления разума и, соответственно, - наоборот. В статье на основании (слегка спекулятивных) выводов предполагается наличие разума у государства. Но наличие воли у государства можно предположить из совсем других источников и примеров. Не часто, например, чиновник может сказать, что исполняет собственную волю - нет, он служит государству. А если скажет что-нибудь другое, то в тюрьму его надо или на плаху. Так концепция получает подкрепление, можно переходить к поиску целей этого разума, этой воли. С другой стороны, при попытке анализа разума человеческого, этот разум теряется, рассыпаясь на проявления инстинктов, бессознательных брожений и логических реакций. Наблюдая отдельно каждую из этих составляющих нет оснований ее называть разумной. Аналогично, мы не говорим о разуме, наблюдая различные проявления тех самых, "более крупных" образований. Мы пребываем внутри, откуда не видно целое. Можно продолжить фантазии с целью поиска проявлений воли не у "тотального", а у обычного компьютера, точнее - у компьютерных сетей. Эти проявления могут быть не только "виртуальные" - в виде программ или баз данных, но и вполне "физические", поскольку компьютерные сети способны управлять прямо или через посредников (человеков) физическими процессами в "реальном мире". Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало |