Александр Березницкий

28.05.2014. Ханов О.А., письмо Александру
Начинаем новую жизнь (Vita Nova). Вроде бы общение, но собеседник далеко, ответит не сразу. - Диалог в форме монолога с последующим комментарием. Такая форма мне нравится более, чем диалог живой. Когда-то я любил шахматы, но не любил блиц турниры, они не позволяют думать. По той же причине не люблю социальные сети, в них переписка on-line. Мне больше нравится по-старинному, - написать бессонной ночью, запечатать конверт и отправить с оказией. При этом понимаю, что это только кажется, что мы о чем-то думаем, но иногда хочется обмана и игры. Как справедливо заметил поэт: "Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман".

Возвышающий не в смысле внешнего возвышения или самоудовлетворения, но в том, чтобы немного отойти от упомянутых истин.
________________
Во мне все-таки сидит идея организовать мальчишник. Сергей давно готов, но каждую субботу или пятницу он уезжает на машине на какую-нибудь лачу, что не позволяет ему пить накануне алкоголь. А без него он не ощущает себя достойным собеседником. Возможно, приглашу еще Юру. Он работал в Граните, потом у Лапкина, а сейчас он учредитель (финансовый) нашего электронного издательства memoclub.ru. Возможно, приглашу еще одного Юру. Это муж известной (в определенных кругах) Марины. Он когда-то сам профессионально занимался балетом, потом писал критические статьи, но потом занялся бизнесом, израдно разбогател и стал человеком глубоко несчастным, постоянно впадающим в депрессию. Два Юры разговорчивы, особенно второй. Сергей бывает разным, а я человек молчаливый, нужны определенные условия, чтобы я заговорил. Сергей готов быть в любой вечер кроме выходных и пятницы, два Юры не работают, как и я.

22.06.2014. Александр, письмо Ханову О.А.
Олег, привет.
Твое письмо получил. Событию этому был рад. Начало положено. Что касается возможностей, которые открывает новая форма общения согласен, они огромны, но оценить их мы сможем только из переписки , отталкиваясь от собственных впечатлений. Надеюсь хороших. Проблема заключается в том чтобы органично соединить события повседневной жизни с внутренней , строго говоря , вне зависимости от того что она собой являет и чья она. То что она присутствует и есть сомнений не вызывает. Вытащить, вычленить что-то из себя наружу не страшась, вот задачка даже задачище, так представляется, быть может разрешится сама собой. Будем уповать. Вряд ли мой ответ следует признать удовлетворительным, однако рассчитываю на снисходительность к первому в жизни письме в подобной форме.
Твой Александр.

22.06.2014. Ханов О.А., письмо Александру.
Саша, привет!
Свершилось! Я ощущаю себя исследователем, который отправляет сигналы - вопросы к некоторому объекту, не будучи уверенным, что впорос поставлен правильно, но когда осциллограф, самописец, или экран компьютера регистрирует ответ, исследователь получает удовлетворение. В реакции всегда есть ожидаемое и, непременно, - новое. В небольшом тексте я увидел несколько мыслей серьезных, которые хочется развернуть, что и попытаюсь сделать.

"Органично соединить события повседневной жизни с внутренней". Примерив данную фразу к себе, я понял, что в моей жизни события двух этих миров не всегда пересекаются, далеко не всегда причины внутренних брожений инициированы извне. Мир внутренний и внешний активно взаимодействуют, но у каждого из них свои направления, мотивы и причины. И, как понимаю, уровень автономии этих миров ("субъективная реальность") у всех разная. Многие живут исключительно ощущениями внешнего мира, растворяя в нем внутренний без остатка. "Материалисты", как ты когда-то назвал этот тип. Но есть и другая крайность - внутреннее не обращает внимание на внешнее. Второе состояние считается болезненным. Такое отношение социума не кажется последовательным, следовало бы по аналогии и "чистый материализм" считать аномалией. Этого нет, более того, откровенному материализму в некоторых кругах отдается предпочтение. Подробное описание вариантов существования мы когда-то посмотрели в книге "Шум и ярость".

Внутреннее и внешнее расходятся часто. Есть такой окололитературный жанр - накопать непривлекательные подробности из жизни известных лиц. Так, например, я знаю, что Фет всю свою "материальную" жизнь посвятил борьбе за достижение дворянского титула, кто-то из великих был жадным, кто-то самодур, а алкоголиков среди них - немеренно. Но в книгах мы видим отражение внутреннего мира - чистого, незапятнанного внешними обстоятельствами.

Стивен Хоккинг - человек, у которого есть только внутренний мир. Напомню, ученый-физик, космолог, не имеющий зрения, слуха, неподвижный, ему доступны только тактильные ощущения, что, однако, позволяет писать статьи по космологии. Здесь следует непременно упомянуть еще одну теоретическую крайнось - соллипсизм. В нем вообще не признается существование внешнего мира. Затрудняюсь определить, подтверждает или разрушает гипотезу Хоккинг своим существованием, но его пример имеет к этому отношение.

Есть вопрос: что первично - мир внутренний или внешний. Интересно, что социализм, утверждавший метериализм во всех сферах, здесь склонялся к первичности духовного. Возможности человека по сотворению внешнего мира казались безграничными ("Мы рождены, чтоб сказку сделать былью").

Из всего этого вырастает сомнение - надо ли стремиться к согласованию событий повседневной жизни с внутренней, поскольку такое желание субъективно, его целью может быть лишь достижение душевного комфорта. При желании, можно просто транслировать внутреннее наружу в какой-то приемлемой форме, пренебрегая поиском подходящих прототипов. Согласование текстов с реальностью - другая задача, которой с удовольствием займутся люди, склонные к интерпретациям.

Впрочем, такое мнение (сомнение) соответствует конкретно моей субъективности. Вероятно, в ней просто нет потребности согласования - по причине ли того, что оно присутствует изначально, либо по причине полного непонимания проблемы.

Я не уверен, что мои интерпретации соответствуют твоим. А еще, я считаю, что неточности и отклонения явлением не просто полжительным, но необходимым. Ошибки способствуют пониманию и развитию. Собственно, как показал одиозный Дарвин, именно в мутациях, в ошибках, заложен механизм эволюции. Интерпретации не должны быть слишком вольными, иначе получится нечто новое, со всеми свойственными ему неопределенностями.

Продолжение исходной фразы провоцирует фантазии. - "Вне зависимости от того что она собой являет и чья она". "Она" - это, как понимаю, - жизнь. Вижу здесь расширение, экспансию, распространение утверждения от конкретной личности на весь род людской, от конкретного события к множеству других. Проблема глобальная.

Читаем далее. - "Вытащить что-то из себя наружу не страшась". В последние 10-20 лет я преодолел этот страх. Более того, обратил внимание, что мы считаем умным и интересным именно того, кто раскрывает самые интимные подробности движения своей души. Жизнь, ввиду возраста, переместившаяся в прошлое, дают мне силы для подобной смелости. Пожалуй, меня даже огорчает, что не был на это способен раньше.

Такой получился шлейф от одного твоего невинного предложения. Мне оно сразу показалось непростым. Я употребил фразу "не соответствует тому, что ты хотел сказать", но она мне не понравилась, заменил. Говорящий обычно говорит именно то, что хочет сказать, это слушающий слышит всегда немного свое, а иногда и только свое, что бы ни вещали ему снаружи. Потому, как справеливо однажды заметил А.Березницкий, чтобы написать добротную рецензию, надо заново исследовать вопрос, записать, и уже потом искать точки совпадения и различия.

О другом. По каналу "Культура" посмотрел документальный фильм об открытии, удостоенной Нобелевской премии за 2010 год. Это был прорыв в те сферы, которые, как я был уверен, принципиально недоступны для нашего познания. Вопрос о том, что было до "Большого взрыва". Журналист беседовал с американцем, предложившим теорию и армянином, обнаружившим в реликтовом излучениии ее подтверждение. Бесконечность возвращается в физику Вселенной, есть первые подтверждения ее пульсации, цикличности. Фантазии о вечном возвращении наполняются физическим содержанием. Мне это представляется чрезвычайно важным для науки, для религии, и опосредованно - для повседневной жизни.

Пока!
До встречи на полях Интернета.
О.
Ханов О.А. "Александр Березницкий и его время"
В начало