| Все тексты |
| monitor49@mail.ru      
Ханов Олег Алексеевич |
Кино, театр
и другие игры
Признаки обнаруживаются в
сравнении. Чтобы рельефнее определить феномен театра, сопоставим его с другим, близким
к нему искусством – кинематографией. Кино и театр занимаются одним и тем же - отображают
эпизоды реального мира. Актеры играют роли на фоне декораций. Но на этом
сходство заканчивается, начинаются расхождения.
Декорации кино сложны и
подробны. Они хорошо имитируют реальность, обычно это и есть сама реальность.
Место действия в течение фильма может многократно изменяться, нет
принципиальных ограничений на число актеров. Возможность "фотографически"
точного отображения формирует жанр документалистики, где фантазии не должны
присутствовать. В соотношении эмоционального, рационального и интеллектуального
в кино преобладает интеллектуальное и рациональное.
В театре действие происходит
в ограниченном пространстве, в реальном времени. Из-за физических ограничений
многое из того, что удается изобразить в кино, здесь обозначается символами.
Декорации условны, они только обозначают место действия, это тоже символы. И
для того, чтобы символы были правильно поняты, требуется определенная фантазия
не только режиссера, но и зрителя. Поэтому восприятие театра должно быть сложнее,
чем кинофильма, а упомянутое соотношение смещается в сторону эмоционального.
Здесь более важно не «что показывают», а «как».
Творчество режиссера кино в
большей степени индивидуально, чем в театре. Конечный результат зависит
исключительно от него. В театре на результат могут влиять непредсказуемые
факторы. Каждый спектакль - это коллективное творчество режиссера и артистов,
осуществляющих его замысел. Возможны импровизации, замена исполнителей. Одно и
тоже в разное время может быть исполнено по-разному. В кино ничего подобного
нет. Монтаж фильма выполняется один раз, результат можно тщательно отработать,
неожиданностей не будет. Если что-то получилось плохо, можно повторить и в
итоге все будет соответствовать замыслу - настолько, насколько это удовлетворит
создателя.
Зритель кино - абстрактный,
неизвестный, неисчисляемый и невидимый. Его роль абсолютно пассивна. Напротив,
аудитория театра ограниченна и зритель некоторым образом включен в действие.
Все происходит на его глазах - здесь и сейчас. Он может непосредственно влиять
на постановку посредством "обратной связи". По реакции зала режиссер
или артисты могут вносить какие-то изменения в игру.
Некоторые театры стараются
максимально приблизить зрителя к действию. Например, театр в Измайловском саду
был организован так, что сцена располагалась в центре зала, а зрители - вокруг
сцены. По окончании спектакля актеры перемещались в гардероб, выдавали пальто.
Это должно означать, что символизм театра – вынужденный. Он готов от него
отказаться и перейти к реальным действиям в реальном окружении. Театр стремится
к тому, чтобы все было "как в жизни", чтобы у зрителя не было повода
сказать "не верю!".
Кино не претендует и не может
претендовать на "физическое" соучастие зрителя. Кино символично
изначально. Двумерный экран, изображение вместо реальных людей и предметов. Разный
масштаб изображения, "наезжающая камера" и другие
"иррациональные" технические эффекты. Поэтому кино априорно пребывает
в стороне от реальности, и далеко не всякий фильм готов ей соответствовать. Об
информации сомнительной достоверности, говорят "как в кино". С другой
стороны, кино, символическое по форме, может отказаться от символизма
содержания, поскольку имеет возможность показывать реальные картины
«настоящего». Все это переводит символизм
кинематографии в совершенно иные формы, чем в театре.
Крайней и (получается)
наивысшей формой театра являются карнавальные мистерии, где все участвуют в
едином действии и не очень различаются как зрители или актеры. Того же
добиваются и некоторые популярные эстрадные исполнители, умеющие довести зал до
полной сопричастности. Подобные эффекты случаются и за пределами театра – на
стадионах, политических собраниях и т.д.
Театр принадлежит времени, в
котором он существует. После окончания спектакля остаются только воспоминания о
нем, иногда - кадры снятого фильма. Но театр не рассчитан на такую съемку и его
фильмокопии далеки от истинного действия. В свою очередь, кинофильм вне
времени. Его копии не отличаются от оригинала и могут существовать неизмеримо
долго. Однако, время изменяет все остальное - жизнь, людей, их восприятие. И
то, что было создано много лет назад, нетронутое временем тихо уходит в
небытие.
Все, что происходит в кино
или в театре, можно определить одним словом –игра. Игра в реальность. Взрослые
играют, словно дети. Причины и цели этой игры разнообразны, но основная цель –
моделирование реальности для ее изучения и понимания. Такова цель всякой игры,
даже если она не обозначена четко – от
игры в «дочки - матери» до тренажеров летательных аппаратов или научных
экспериментов. Понимание, как правило, доставляет положительные эмоции. (Это
говорит о том, что любопытство закреплено эволюцией как важное свойство живого
существа). Поэтому одна из целей игры актеров – положительные эмоции зрителей.
Один из определяющих
признаков театра – действие происходит в искусственной, «виртуальной» среде,
создаваемой из символов (моделей) объектов действительности. Но в нашем
восприятии реальный объект – это тоже его модель, формируемая сознанием. В
театре происходит двойное преобразование. Первое выполняет режиссер, второе -
зритель.
Если отвлечься от этого лишнего преобразования, если зритель
воспринимает модель как живое и реальное, возникает эффект присутствия и
соучастия, которого желает добиться постановщик.
Способы «физического»
приближения к зрителю (сцена в середине зала или постановка оперы в Египте, в
окружении реальных пирамид) - это
попытки снять или маскировать одно из упомянутых преобразований. Однако
представляется, что искусство и состоит в том, чтобы добиться этого символическими
средствами. (Неслучайно слова «искусство и «искусственный», т.е. ненастоящий,
сотворенный - однокоренные). В этом смысле, в кино слишком много «физики», и
составляющая «искусство» в нем представлена меньше.
Взгляд через объектив
кинокамеры не очень отличается от непосредственного видения, поэтому лишнее
преобразование здесь не очень заметно. В кино меньше «играют», больше «показывают».
Преобразование в символьную
форму и последующее восстановление исходного материала – это не что иное, как
процесс передачи информации, причем в его самом тривиальном, «классическом» варианте.
Из этого следует еще одна цель театра – передача информации. Зрителю передается
то, что увидел автор. Задача режиссера и артистов – донести эту информацию,
найти для нее адекватную и привлекательную форму. Исторически, театр был одним
из самых первых средств массовой информации.
Модель – это неточная копия
исходного объекта, в которой сохраняются важные для цели моделирования
признаки. К «театральному моделированию» можно отнести любые действия,
создающие некоторый образ для «внешнего употребления». В частности, подготовка
к спектаклю начинается в гримерной, где создается внешний образ (модель) героя
пьесы.
Способность к моделированию
свойственно не только человеку, этим широко пользуются разнообразные другие
живые существа. Например, как подражание и мимикрия. Очень озабочены своим
внешним видом цветы – они должны быть яркими и красивыми.
Животные редко могут
вести себя так, как им заблагорассудится, они всегда должны играть прописанную
для них роль.
От внешнего вида животного, от его поведения и от того, как его
воспринимают окружающие, зависит его жизнь. Здесь, на уровне растений и
животных уже присутствует элемент игры и обмана. Образ для внешнего
употребления создается таким, каким он должен быть в конкретной ситуации и
скрываются детали, не соответствующие этому образу.
Человек ничего принципиально
нового (театрального) не изобретает – в своем био- и социо- окружении он, как и
другие живые существа, играет заданные роли. Но если в природе такая игра исключительно
рациональна – она несет конкретную функцию, вписана в жизненный процесс и
является необходимостью, то человек идет дальше. Кроме необходимого и
рационального, он готов играть бескорыстно, «из любви к искусству».
Театральная стихия все более
захватывает общество. Фундаментальный принцип цивилизованности и воспитанности
– вести себя не «как хочется», а как требуется в данной ситуации, «как
подобает». Часто очень трудно отделить игру от реальных чувств и переживаний.
Возможно, и сам человек уже это не слишком различает.
Цивилизация театральна, она
развивается и охватывает все новые сферы человеческой жизни.
Новая, многообещающая форма
развития театра – Интернет. Виртуальная реальность, в которой происходят некие
события. Их можно не только наблюдать в качестве зрителя, но и участвовать, оказывать
на них влияние. Человек за компьютером отождествляет себя с одним из персонажей
развертывающегося действия. Такое отождествление очень натурально и достигается
более простыми средствами, чем это происходит в традиционном театре.
Истоки «театрального процесса»
можно проследить и в самых глубинах нашего восприятия. Картины природы
прекрасны. Во всяком случае, мы их воспринимаем так. Но что-то должно
происходить в нашей голове, чтобы безликие фигуры, линии, частоты световых волн
приняли соответствующие образы и заиграли в красочной гармонии. Более того, мы
видим не совсем то, что «есть на самом деле». Чтобы образ получился целостным,
нечто, сидящее внутри нас, обманывает наше сознание, искажая и сглаживая
информацию, поступающую от органов чувств. Восприятие театрально.
Природа во многих своих
проявлениях предстает как огромный театр. Мы привлечены сюда как участники этой
захватывающей мистерии жизни.
|