Черный квадрат, как объективная
реальность. При этом, возможно, мастер
мог бы не писать свою картину сам. Известно, что некоторые фрагменты большого
полотна прописывают ученики. Не получается ли здесь коллективное творчество? -
Конечно, нет. Замысел, идея принадлежит мастеру, а все остальное - это
техническая (нетворческая) работа. В ней могут быть свои творческие моменты, но
к произведению в целом они отношения не имеют. Так, мы не будем считать
причастным к созданию картины (например) изготовителя полотна. В какой мере
мастер должен приложить при создании произведения "свою руку", нигде
никак не регламентировано. Если он считает, что произведение соответствует его
замыслу и готов под этим подписаться, мы будем принимать и оценивать результат
как его авторскую работу. С одной оговоркой - автор уже должен быть известен,
он уже должен иметь свое "имя" в искусстве.
Смысл и значение созданного в
значительной мере определяется зрителями. Мастер задает тему и направление,
далее работает зрительское восприятие и воображение. Обычно в картине, музыке
или кинофильме зрители (в целом) видят и слышат больше, чем хотел сказать
автор. Произведение задает стимулы, вызывающие вереницу ассоциаций. Эти
ассоциации индивидуальны, они основаны на собственном опыте каждого зрителя, их
образы и формы определяются эрудицией воспринимающего. Поэтому зритель, не
имеющий собственного опыта в сфере, затрагиваемой произведением, может не
увидеть и не услышать ничего. Но зрители "в целом", среди которых
немало эрудированных и искушенных, увидят много больше, чем видит сам автор. Из самых простых предметов и
отношений можно построить сложную ассоциативную модель, наполненную глубоким
смыслом, уводящим в бесконечность. (Что может быть проще, чем "Черный
квадрат" Малевича?)
Произведение искусства неотделимо от культурной среды,
в которую оно вливается. Восприятие произведения искусства - это тоже
творчество, сопоставимое с творчеством его создателя. Но без причины оно не
появится. Без соответствующей
"настройки" его не будет, и как бы ни старался автор, никто его не
услышит.
Один из побудительных мотивов
возникновения такого "зрительского творчества" - представление новой
работы известного мастера. В такой ситуации ожидается, что именитый художник
снова поразит публику своим мастерством и глубиной своего творения. И это
обычно случается. Известное имя дает соответствующий "настрой", достаточный для того, чтобы было принято все,
что предлагает мастер. Иногда, когда происходят резкие изменения в творчестве,
это происходит не сразу. Но со временем обычно все "встает на свои
места". Итак, получается, что искусство
и его история в большой мере субъективна и корпоративна. Это, прежде всего,
последовательность имен. К появлению нового имени и к оценке нового
произведения непосредственно причастны авторы, уже имеющие свое "имя"
и уже состоящие в корпорации художников. Без поддержки "элиты" новому
автору трудно найти признание публики. А без такого признания (или, хотя бы,
интереса) отмеченный выше процесс "формирования смысла и значения", к
которому публика причастна, не происходит. Новое произведение остается
индивидуальным творчеством - недостаточно высоким, чтобы войти в культурный
фонд. Мелким не потому, что нет глубины, а потому, что никто и не пытается ее
измерить. Никто не будет пытаться интерпретировать и развивать заданные автором
пунктиры. "Черный квадрат" не Малевича, а некого неизвестного автора,
едва ли был бы воспринят серьезно, да и вообще принят. Однако если изменить ракурс,
если выйти за пределы искусства и взглянуть на происходящие процессы немного со
стороны, то картина получается совсем другая, а вывод противоположный - закономерно
произведение, автор - случайная величина. Нет сомнения в том, что
история развития искусства (как и любая история) определяется своими
внутренними законами, а субъективные воздействия, не соответствующие этим
законам, не могут решающим образом изменить направление развития. Поэтому,
каким бы не было авторитетным мнение, оно все-таки не будет
принято, если не соответствует этому направлению (такое и бывает нечасто).
Сама история развития требует, чтобы в данный момент появилось определенное
произведение. И оно появляется. Выбор есть, поскольку творящих и творений
много, а в историю и в культурный фонд попадает немногое - только то, что в
наибольшей степени соответствует необходимому. Или то, что «в нужный момент
оказалось в нужном месте». Все остальное отвергается, поскольку два (схожих)
варианта на вершине разместить невозможно. Черный квадрат не мог появиться
раньше - он появился именно тогда, когда был востребован. Двух квадратов тоже
не будет. Надо отдать должное Малевичу –
он ощущал свое время. Однако если бы это было не так, непременно появилось бы
нечто подобное, другого автора. Ситуация здесь похожа на то, как это происходит
(например) в науке. Ньютон открыл и сформулировал законы движения. Но если бы этого
не произошло, законы механики неизбежно стали бы известны. Такая случайность
авторства никак не умаляет его значение. Честь и хвала Ньютону, он был первый.
Его работы ускорили развитие науки. Ханов О.А. www.monitor-em.narod.ru/index3.htm 23.03.09 По теме: 1.
Улыбка Джоконды
глазами Леонардо и Фрейда. www.narod.ru/art/leo.htm 2.
Фильм Дж.
Шумахера «Призрак оперы». www.narod.ru/art/po4.htm 3.
Метафизические
блуждания у оснований культуры. www.narod.ru/art/ritn.htm 4.
Театр, кино и
другие игры. www.narod.ru/txx/tx14.htm |