На сцене банкетного зала

Социальное действие (т.е. такое, в котором участвуют не один десяток человек), не может не быть театральным.

Назревал юбилей. Марине 7-го февраля исполняется 55 лет. Дата, конечно, серьезная, но на мой взгляд, она не сишком отличается от 50-летия или какой-то иной цифры - все дело вкуса. У Марины было желание этот день отметить, и отметить хорошо. Неожиданно Юра согласился, и более того, все заботы - хлопоты взял на себя. Очень загодя, за несколько недель до этой даты, началась подготовка к событию. По списку получилось человек 40-50 - люди из разных мест и разных лет жизни. Можно было бы отмечать последовательно, праздники разнести во времени, что упростило бы их подготовку и проведение. Здесь, конечно, может возникнуть вопрос - что из этого есть копия, а что - оригинал. Вопрос, конечно, риторический, но Юра сказал - Нет! - Соберутся все вместе, все в один день.

В квартире разместить большой коллектив непросто, надо выбрать зал. Выбирали долго, предложения по разным причинам одно за другим отпадали. И вот, наконец, в списке остался один большой банкетный зал в бывшем кинотеатре "Родина" на Караванной улице, на котором и остановились.

Юра готовил программу. Существуют службы, которые занимаются организацией и проведением подобных мероприятий, но Юра категорически отказался от такого варианта и все готовил сам. Не знаю, помогал ли ему в этом кто-нибудь - я сразу отказался, поскольку такие занятия совершенно несовместимы с моими представлениями о своих возможностях. Было интересно, насколько подробно ему надо готовить свои выступления и праздничные сюжеты. Он сказал, что результат будет зависеть от его "психологического состояния" в тот день, только от этого. Он наметит канву, все остальное будет в экспромте, который может получиться, но уверенно предсказать результат невозможно.

Здесь надо сказать, что в своей "прежней жизни" Юра был связан с театром. Я не знаю все подробности, но знаю, что он выступал с танцевальными номерами, встроенными в спектакль. Повторяя известные слова, сказанные по другому поводу, надо заметить - какой актер не пожелает когда-нибудь снять собственный фильм по своему собственному сценарию! Однако, такое время совпало с перестройкой, наступило "время перемен", естественное развитие оборвалось. Юра стал предпринимателем. Театр остался где-то в далеком "былинном" прошлом, - там, где живут только приятные воспоминания. Все это время было желание вернуться, серьзно заняться тем, "к чему душа лежит". Например, театральной критикой, чем он иногда все-таки занимался.

Итак, впереди - праздник, для которого Юра выбрал свою роль. Он будет выступать один в трех лицах - как автор, как режиссер и исполнитель. Занятие родное и знакомое, - как благая весть из тех давних времен. За день до начала я что-то спросил у Юры на тему, далекую от предстоящего праздника. Но по ответу понял, что ни о чем другом, кроме завтрашнего дня, с ним говорить невозможно - мой вопрос каким-то образом оказался там.

Праздник прошел блестяще. Театральное шоу на несколько часов в исполнении Юры. Был также сюжет в исполнении трех актрис Александринского театра, присутствовавших там в качестве гостей. Юлия Борисовна исполнила несколько песен, актер Юрий Васильевич вспомнил о своей давней связи с уже не существующим ДК им. Первой пятилетки, где когда-то работала Марина и многие присутствавшие в этом зале. Программа оказалась настолько насыщенной, что оставалось немного времени для того, чтобы "поднимать бокалы"...

На следующий день я услышал от Юры, что он пребывает в глубокой депрессии, - настолько ему кажется провалившейся вся эта затея. Я очень удивился, - такая оценка совершенно не соответствовала моему впечатлению. Но потом понял, что это очень естественно и правильно для первого восприятия человеком творческим своего произведения. И вот, почему. Когда повторяется что-то известное, всегда можно понять и оценить, насколько хорошо это дело получилось. Потому что есть эталон, с которым его можно сравнить. Но творчество всегда порождает нечто новое, для которого реального эталона нет - он существует только в фантазиях, к которым приблизиться невозможно. Подобно горизонту, такой эталон ускользает в бесконечность.

Ханов О.А.
03.03.2011
Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало