Музыкальный эксперимент

Цитата из источника по адресу:
http://www.lookatme.ru/flows/obschestvo/posts/64005-milstyinya-dat-ili-ne-dat
"Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время, так как был час пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых были по дороге на работу.

...Наибольшее внимание музыканту досталось от трёхлетнего мальчика. Его мама в спешке вела его за собой, но мальчик остановился чтобы посмотреть на скрипача. Мама потянула чуть сильнее и мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация повторялась и с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту.

За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32.

Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл - один из лучших музыкантов в мире. Играл он одно из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона.

За два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг.

Игра Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей. Принципы которого были: в будничной среде в неподходящий момент: Ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?

Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим: Если мы не можем найти время на то что бы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающь, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам - тогда что же еще мы упускаем?"
09.04.2011 Ханов О.А.
Я думаю, один из выводов из этого эксперимента должен быть таков. - "Всему свой час и свое время...". И место.

Обычный человек не может быть "рассредоточен", он всегда занимается чем-то одним, чему уделяет (и должен уделять!) большую часть своего внимания. Нельзя отвлекаться!

Газета "Вашингтон Пост" решила попробовать отвлечь случайных прохожих от их занятия - перемещения из пункта А в пункт Б. И удивилась, обнаружив, что не получилось. Несмотря на то, что были задействованы для этого очень серьезные средства. Но они оказались недостаточны. Едва ли потому, что "мы становимся слепы и глухи". Мне кажется, сама цель эксперимента была сомнительной. "Шагать под хорошую музыку" быть может, неплохо. Но для этого удобнее марш, но не "одно из самых сложных произведений". Для его восприятия надо непременно отодвинуть все другие дела, иначе она останется неудачным фоном.

Обычным фоном в быту стали телепередачи.
Стандартная ситуация - человек приходит домой, включает телевизор и чем-то занимается, не очень погружаясь в содержание. Восприятие поверхностно. Благодаря обратной связи, редакторы телепрограмм знают и учитывают пожелания телезрителей, Они готовят программы именно для такого, поверхностного, восприятия. Поэтому не следует удивляться падению общего "культурного" уровня телепередач (и как следствие - населения).

О том, что это так, я могу судить по популярному рекламному слогану, в котором ставится знак равенства между просмотром фильма и поеданием чипсов. Из этих двух занятий, как следует из сюжета, Чипсы - основное, кинофильм - фон.

Эксперимент подтверждает истину о том, что высокое искусство элитарно. Возможно, если бы задействован был не просто "лучший музыкант", а кто-то из звезд массовой культуры, то многие смогли бы отложить свои насущные дела. "Для чистоты" эксперимента следовало бы набрать статистику - кто из прохожих почитает или хотя бы знает Джошуа Белла. Конечно, кому-то этот исполнитель знаком. Они услышали, узнали, но не остановились. Попробуем разобрать возможные причины.

Одна из таковых связана с представлением об оригинале и копии. Обычно высокого почитания удостоин оригинал. К копиям отношение может быть разное - от положительного до резко отрицательного. Высокий образец (в данном случае - исполнения) можно только превзойти, копии не котируются. Хорошую копию от оригинала иногда отличить трудно, а "на ходу" - невозможно. У известного музыканта не должно быть причин собирать милостыню, следовательно, - это была копия, которая не заслуживает большого внимания.

Это действительно была копия, поскольку произведение искусства всегда встроено в некоторый контекст, и есть большой вопрос - какая часть произведения принадлежит автору, а какое влияние на его восприятие оказывает "контекст". К таковому принадлежит культурная среда, история направления, и, конечно, для музыкальных произведений - место исполнения и весь антураж, который его сопровождает. Без этого восприятие многое теряет, иногда - все.

В психологии известно понятие "установка". Проводятся тесты, в которых после небольшой предварительной информации о человеке предлагался его портрет и испытуемый по нему пытается дать свою характеристику. Обычно результат получается совершенно необъективный - в нем всегда присутствует развите той самой установки. В нашем примере установка - нищий музыкант. Это может быть любопытно, но не интересно.

Вместе с тем, надо сказать, что "один из лучших музыкантов в мире" - оценка заслуженная, но она социальна и сильно зависит от случая. Вероятно, есть немало хороших исполнителей, жизнь которых сложилась так, что они не вошли в когорту "один из лучших". Поэтому прекрасное исполнение на станции метро возможно, но из-за той самой "установки" оно не будет услышано.

Наконец, последнее, о чем следует сказать по поводу результатов эксперимента.
Если произведение "встроено в контекст", то определить ту часть, которая принадлежит именно автору можно только отбросив контекст. Именно это и было сделано в процессе обсуждаемого экспермента. Самые "чистые" реципиенты в данном случае - дети, у котрых восприятие непосредственное, еще не замутненое всевозможной информацией. Дети, кажется, приняли исполнение. Можно, конечно, предположить, что их просто заинтересовало необычное. Но в раннем возрасте весь мир вокруг наполнен сказочными явлениями, и городской музыкант не должен сильно выделяться в нем.
Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало