Люди
    Объекты
    Годы
    Темы
    В начало
Школьный вальс
55 лет назад, 1-го сентября 1956-го года я впервые пришел на занятия в школу
номер 164 Смольнинского района.
Что такое школа - я немного представлял - моя старшая сестра перешла в тот год
в 3-й класс. Я видел сложности с разными предметами, и особенно - с математикой.
Просматривал учебники сестры, читал задачи и не понимал - как это возможно? -
ответить на вопросы, которые там задаются. У меня были основания сомневаться в
своих способностях, и школа пугала. Опасения подогревали взрослые, которые
говорили о том, беззаботное детство закончилось. Отныне и навсегда
у меня будут свои обязанности, от которых нельзя уклониться - хочешь ли,
можешь ли, - но должен будешь их обязательно исполнить.
"Учительница первая моя...". Я уже не помню самое начало - торжественную
линейку в школьном дворе и первые уроки. Но хорошо помню первую учительницу,
Антонину Николаевну. Уже немолодая - ей было лет 40, она отличалась от всех
последующих учителей и воспитателей внутренней
интеллигентностью и спокойствием - никогда не кричала на нас, хотя иногда
мы этого, конечно, заслуживали. Помню, однажды, укоряя свой непослушный класс,
она рассказала
эпизод из военного времени, когда ей пришлось откуда-то выводить свой класс
- быстро, во враждебном окружении. Она говорила о том, что ее ученики - наши
ровесники - слушались беспрекословно, поскольку смогли понять, что от
этого зависит сама жизнь всех, кто тогда был вместе с нею. Рассказ был
эмоциональный, но без "надрыва".
Я не знаю ее историю, но мои
последующие представления о русской интеллигенции и о коренных петербуржцах
вырастали из этого образа.
Я был у нее дома. После того, как мы переехали, и я перешел в другую школу,
мама отправляла меня к своей первой учительнице в один из дней
в году - возможно, это был ее день рождения, но может быть - 8-е марта или
день учителя - не помню. Это был праздник, она покупала коробку конфет и
я ехал на улицу Красной Конницы, где она жила вместе со своей мамой.
Коммунальная квартира,
узкий корридор, заставленный каким-то хламом и укая комната, метров 10.
Я был у нее раза 2. Приезжал, конечно, без предупреждения - телефоны в
квартиры ставили тогда только в исключительных случая. В мой последний
приезд Антонина Николаевна была больна, лежала и была
очень неразговорчива. Видимо, я приехал совсем не вовремя. Мне было
уже лет 12, и я это понял, но совершенно не представлял, что надо делать,
чтобы было "правильно". Не представлял, о чем надо говорить, и вообще - как
себя вести. Передал коробку конфет, немного посидел, попрощался и удалился.
Больше я никогда ее не видел.
Первый учебный год закончился празднично. Первокласников собрали в актовом
зале. Была торжественная часть, были выступления, и были поздравления от
выпускников школы - одиннадцатиклассников, получивших аттестат зрелости.
Каждому первокласнику каждый выпускник подарил открытку с напутственными
словами - она долго потом хранилась у меня. Я смотрел на выпускников и думал
- боже мой!, какие они большие, эти "дяди и тети"! На этом фоне я ощущал
себя еще совсем маленьким. Но это значит, что учиться надо будет очень
долго, целую жизнь. Во всяком случае - больше, чем я прожил до сих пор...
Спустя много лет, работая во ВНИКИСЧПУ, я оказался в коллективе,
в котором преобладали коллеги 1937-41 года рождения. Среди них были мои друзья,
разница в возрасте в то время уже никак не ощущалась. Я вспомнил тогда свой
первый класс и тех самых выпускников, которые были ровесниками моих нынешних
друзей.
В советское время, в дни, связанные со школой, непременно исполнялся школьный
вальс. Торжественно и немного грустно звучали знакомые слова - "Давно друзья
веселые простились мы со школою...". Мне нравилась песня, а когда был младшим
школьником, почему-то казалось что она обращена ко мне, ученику, написана
для меня и недоумевал по поводу прошедшего времени,
в котором употребляются слова о прощании со школой - ведь это будущее, очень
далекое будущее. Но прошли годы, и слова постепенно, сами по себе, стали
соответствовать моему состоянию.
08.06.2011
|