О книге Джона Кехо "Подсознание может всё!"
Однажды, будучи на Петроградской, я заглянул в магазин "эзотерическая книга".
Я далек от этой тематики, но было любопытно, какие направления популярны
(можно определить по числу выставленных книг). В то время (лет 5 назад) была
популярна некая женщина по фамилии Правдина, предлагавшая простые методики
достижения успеха. Я не читал оригинальную литературу, но был достаточно
наслышан об этом. Сейчас, прочитав книгу Джона Кехо "Подсознание
может всё!" (http://e-libra.ru/read/92890-podsoznanie-mozhet-vse-.html), я понимаю, что Правдина занимается популяризацией
в России идей и методов, изложенных в этой книге. (Почему-то не предполагаю,
что это Д.Кехо популяризирует в США идеи Правдиной - нет у нас своих традиций по
такой тематике).
Как и предыдущая статья Брайна Трейси, книга Джона Кехо не является
исследованием вопроса или обоснованием методов, это руководство к
действию, "методическое посбие" для практического применения.
Такая форма не предполагает обсуждения, оценки или дискуссии. Но без
серьезного обоснования предлагаемые методы можно только принять "на веру"
(или отклонить). Автор популярен, у него много последователей, поверивших в
силу и действенность предлагаемой системы. Я не готов присоединиться к этой
большой компании, но готов рассмотреть некоторые обоснования, все-таки
упоминаемые в этой работе. Они второстепенны и факультативны, поскольку в
самом начале автор объявляет: "Чтобы использовать силу мозга, совсем не
обязательно знать законы физики или понимать сущность реальности...".
Но далее (по тексту) встречаю слова: "Мы начнем с изучения сущности
реальности..."
Действительно, данную тему именно с этого и надо начинать.
Здесь предлагаются
способы воздействия на реальность и надо четко понимать, с чем мы имеем дело.
В разных системах реальность представляется очень по-разному - от
объективности, порождающей сознание до солипсизма, где все наоборот.
Последнее слово еще не сказано, и, значит, есть выбор - во что верить.
Джон Кехо ближе к солипсизму. Цитаты: "...имеются все основания утверждать:
мозг может непосредственно влиять и влияет на материальную действительность."
...Стремление и способность материализоваться в виде своего физического
эквивалента заложена в ее [мысли] природе". Это не совсем солипсизм, где
рельность абсолютно виртуальна, она - порождение сознания. У Кехо реальность
отделена, но сознание путем некоторых ритуальных действий способно ее изменить
в желаемом направлении. Т.е. в какой-то мере реальность Кехо является все-таки
функцией сознания.
Таков постулат, и если его принять, остается только найти способы влияния,
т.е. определить те самые "ритуальные действия", вызывающие заданный эффект.
Основная часть книги посвящена именно этому - описанию
соответствующих методик. Поскольку истинность постулата есть вопрос веры, я
не берусь оппонировать по этому поводу, хотя моя вера другая.
В порядке обсуждения, остановлюсь на некоторых высказываниях, с которыми могу
согласиться, либо которым могу возразить, не подвергая сомнениям истинность
основного постулата (т.е. не посягая на веру).
1. Цитата: "Когда объект или цель уже существуют в виде мысли, его
реализация в осязаемой и видимой форме только вопрос времени."
- С этим нельзя не согласиться, но формы материализации предполагаются разные.
Для человека рационального это происходит опосредованно. Вспоминаю работу
инженера. - Вначале возникает мысль, затем она воплощается в чертежах и схемах, которые
затем в соответствующих цехах и отделах все это превращаются в "материальный
объект". Есть, конечно вопрос - где заканчивается мысль
и начинается "материя" - в чертежах и схемах, или все-таки в конечном продукте.
Этот вопрос сродни другому вопросу, который опять возвращает нас к представлениям
о сущности реальности - можно ли считать информацию об объекте латентной формой
существования объекта? И что реальнее - генетический код, или существо,
вырастающее из этого кода и несущее его
в себе? (Существо мимолетно, а генетический код предрасположен к
вечности).
2. Интересно сопоставление сознания и, более широко - Вселенной, с голограммой,
где каждый фрагмент несет информацию о целом. Тема знакомая, хотя и была
изложена в других терминах.
Где-то я уже упоминал о том, что 100 лет назад русский философ и богослов
П.Флоренский предложил гипотезу
о "всеобщем коммунизме бытия", согласно которой все во Вселенной - все события,
все тела и даже самые мелкие частицы взаимосвязаны. Гипотеза согласуется с
представлением о "голограмме мира". В свое время гипотеза не получила развитие,
Павел Флоренский закончил жизнь в сталинских лагерях.
Независимые выводы Бома и Прайбрама о голографическом характере природы мира и
природы сознания еще не открывают "мост между материей и мозгом". Мозг
отображает, и нет ничего удивительного в том, что структура отображения
повторяет структуру отображаемого.
3. Цитата: "Вселенная чудесным образом помогает нам, мы же принимаем лишь
мизерную часть ее помощи. Но эту ситуацию можно изменить. Стоит вам понять
законы своей жизни и то, как они работают на вас, вы начнете с удовольствием
их применять. Прямо с сегодняшнего дня начинайте закладывать в свое
подсознание мысли о том, чего вы желаете".
- Допустим, мы разобрались с "законами жизни" и начинаем "с удовольствием их
применять" для удовлетворения собственных желаний...
Вспоминаю сюжет из фильма Тарковского "Сталкер".
...Три персонажа, преодолев всевозможные преграды, дошли до комнаты, о
которой известно, что пребывание в ней ведет к исполнению желаний. Дошли и
остановились. Так и не переступив порог, вернулись обратно.
Кто-то вспомнил человека, побывавшего здесь и страстно желавшего выздоровления
своей дочери. Дочь умерла, человек разбогател а потом повесился. Он понял,
что истинные, глубинные желания его были совсем другие. Повесился, когда понял.
В связи с этим есть два вопроса. Во-первых, какие желания сбываются
при "медитации по Д.Кехо" - те, которые названы , или другие, глубинные и
настоящие? Если же сбывается именно то, что проговаривается, то надо очень
серьезно относиться к формулировкам, поскольку слова многозначны, а тексты
бывают двусмысленны. Не пренебрегайте толковыми словарями, иначе Вы можете быть
неправильно поняты!
4. Цитата: "За двадцать лет я с большим удовольствием обучил по этой системе
более ста тысяч людей."
- В порядке обоснования методики в книге приводятся многочисленные примеры
удачного их применения. У меня нет сомнений в достоверности этой информации,
но, тем не менее, такой способ обоснования мне напоминает сеансы Кашпировского,
которые он перемежал рассказами о случаях реального исцеления. Могу предположить,
что и у него все это было правдой. Но: во-первых, при массовых действиях для "вычленения
результата" обязательно должна присутствовать статистическая составляющая и
во вторых, возможно, что причины воздействия не прямые, но косвенные, и их
объяснение может оказаться совсем иным.
Метод фиксации и повторения положительного результата (без достаточного
теоретического обоснования) применяется
в медицине. Надо сказать, что здесь любое обоснование не может быть достаточным,
поскольку предмет воздейсвия неизмеримо сложный и проследить причины и следствия
действий, все результаты, не представляется возможным. По этой причине
существует очень строгий и жесткий порядок сертификации нового лекарства,
несмотря на многочисленные и очевидные примеры исцеления. Психика -
предмет (вероятно) не менее сложный, чем организм, и обращаться с ней надо не
менеее бережно. Принцип "не навреди" следует здесь тоже помнить.
5. В рассказе о "документально подтвержденном эксперименте" психолога Алана
Ричардсона говорится о трех группах баскетбольной команды, одна из которых
проводила "мысленные тренировки", не посещая спортзал. Результат оказался выше,
чем у тех, кто не делал ничего.
- Я бы сравнил эти "мысленные тренировки" с занятиями на тренажерах.
Воспроизводя процесс игры в сознании, спортсмен моделирует игровые
ситуации и находит способы их разрешения. Во время игры тот "виртуальный"
опыт оказался полезен. Но это совершенно естественно, метод применяется часто и
объясняется традиционными способами.
6. Метод Куэ. Утверждение, которому он обучал своих пациентов, звучало
так: "Каждый день я чувствую себя все лучше и лучше". Две минуты утром и две
минуты вечером. И все. Эффект был
настолько поразителен, что он написал несколько книг по самовнушению и начал
обучать людей во всем мире способности мозга излечивать болеззнь, если нацелить
его на выздоровление. Документально подтверждено излечение тысяч людей.
- Здесь тоже нет вопросов - утверждение действует на психику, а через нее
- на организм. Внешний мир остается в стороне. Взаимоотношения психики и
организма здесь такие же, как отношения управителя и управляемого. Но можно
сказать, что процесс управления это и есть процесс "материализации духа", ибо
именно так происходит превращение информации в реальные действия в реальном
мире.
7. Цитата: "...Я думала об этом каждый день. Хотя у меня не было ни единого
шанса поступить в университет, я ни секунды не сомневалась, что буду
студенткой".
Как же она нашла деньги?
Однажды, уже заканчивая школу, я пошла за почтой. Открыв почтовый
ящик, я обнаружила адресованный мне конверт. В нем была сумма, точно равная
взносу за первый год обучения в университете. И никакой записки с объяснением.
Только деньги. Я до сих пор так и не знаю, кто их послал".
- Мне знакома похожая история.
Один мальчик очень хотел получить дорогую игрушку.
У родителей не было денег, но мальчик все время думал об этом, проговаривая
свое желание. И вот, свершается чудо - на день рождения ему подарили именно
такую игрушку, о которой он так мечтал!
8. Цитата: "именно повторение и настойчивость
отличают метод закладки мыслей от бесполезных фантазий. При этом вы не живете
иллюзиями. Вы не витаете в облаках дни напролет, буквально веря, что имеете
то, чего у вас на самом деле нет".
Итак, разница между фантазиями по Джону Кехо и "бесполезными фантазиями" только
в том, что при повторении не
желать слишком многого, надо зациклиться на чем-то одном. По-житейски это
понятно - "много хочешь, - ничего не получишь".
9. Цитата: "Хотите вы этого или нет, но, размышляя, все время создаете
собственную реальность."
- Если мысль моя способна нечто сотворить, то как быть, если чужая мысль
пребывает здесь же и тоже пытается сотворить что-то другое. Как их можно
развести, кто победит? Или у каждого есть все-таки своя реальность?
Ситуация "собственная реальность" известна в психиатрии. Если не ошибаюсь,
называется "шизофрения". Суть в том, что человек видит и ощущает то, что
для других не существует.
10. Цитата: "Добившись чего-то, мы несколько дней или
недель испытываем радость, а потом ставим перед собой новые цели и ориентиры.
Все внимание концентрируется на новых
целях и желаниях, и ощущение радости от прошлых достижений пропадает. Так
человек попусту растрачивает мощнейшую энергию успеха. Концентрируясь на
том, что еще не достигнуто, мы неосознанно укрепляем в мозгу мысль о
собственной несостоятельности."
- Социально, смакование былого достижения вызывает (как минимум) усмешку
и представление о том, что данный человек более ни на что не спосбон, его
не следует принимать во внимание. Индивидуально, жизнь в прошлом
трагична - все прошло. Только наличие новых целей и ориентиров наполняет
смыслом дальнейшее существование, дает удовлетворение. Развитие прерывается,
когда нет желания "концентрироваться на том, что еще не достигнуто".
11. Цитата: "Иногда полезно избегать логических рассуждений. Жить, подчиняясь
лишь законам логики, невозможно: наша жизнь полна парадоксов и тайн. Именно
поэтому важно доверять своему подсознанию, ощущениям и предчувствиям".
- По этому поводу нет возражений. Логика не может отобразить все проявления
жизни. Но, покидая надежную незыблимую логику, мы попадем в мир "парадоксов и
тайн", в котором легко заблудиться, и здесь уже не будет проводника, которому
можно безусловно довериться. В этом мире надо двигаться очень осторожно а каждый
шаг, каким бы ни было направление, полезно подвергать беспристрастным сомнениям.
20.08.2011
Люди
    Объекты
    Годы
    Темы
    В начало
|