Фильм А.Звягинцева "Елена".21.11.2011 Ханов О.А.Не знаю, как называется жанр этого фильма, я бы отнес его, безусловно, к разряду "реализм". Здесь все снято так, как видит глаз обычного человека. Камера скользит по городу, наводит резкость и приближает несколько случайных персонажей, взятых из реальной жизни. Искусство здесь не преображает реальность, и самое ужасное, что есть в этом фильме - правда. Здесь нет злодеев, негодяев или злостных интриганов. Есть обычные люди разного возраста из разных социальных слоев. У каждого своя жизнь, в которую никто не пытается проникнуть глубоко и не пытается понять. Есть некие сложившиеся представления о других, которые, как мы видим на примере внука - совершенно неверные, но они достаточны для взаимоотношений и ни одна из сторон не пытается их приблизить к реальности. Как будто есть смутное опасение того, что истина ужасна, и лучше ее не знать. Вспоминаю социализм, где не было замкнутой жизни, где были все на виду, как в театре - каждое движение и слово - публично. Может быть, так лучше? Взаимоотношения поколений были во все времена напряженные. В фильме они принимают форму презрения и глубокого отторжения. Вообще говоря, заслуженного. Но здесь отрицание плохого не открывает путь к хорошему, светлому. Напротив, оно ведет дальше вниз. Представители последующего поколения хуже предыдущего. Оператор долго не отводит камеру от малыша, барахтающегося на большой тахте, как будто пытается представить будущее этого человека. И согласно бесстрастной логике, его жизнь будет еще более примитивна, чем у его старшего брата, жизнь которого еще только начинается, но уже безумно, бездуховно и грубо. Кажется, - куда же хуже? - Значит, есть куда. Женщина убивает человека. Очень легко и непринужденно, почти с любовью, почти без причины. И нет никакого сожаления и нет укоров собственной совести. Потому, что Елена может найти много оправданий своим действиям. Муж ее после инфаркта не может жить полноценной жизнью. Он зависим от нее, и есть вопрос - нужна ли ему такая жизнь? Она не для себя это сделала - для своей семьи, самой же ей ничего не нужно. Все наследство должно было перейти дочери мужа, которая, по мнению Елены, человек недостойный, отца не уважает, и быстро промотает все без пользы... Но какие бы ни были мотивы, есть заповедь - не убий. А суть заповедей в том, что не существует причин, которые могли бы оправдать их нарушение. Несколько кадров, однако, говорят о том, что Елена не бывает в церкви, и для нее такие заповеди - не закон. Нет наказания - нет преступления? Если сравнить ситуацию с известным персонажем, то увидим сходные мотивы при понижении порога чувствительности. В таком сравнении можно наблюдать общую деградацию человека, происходящую во времени. В двух сюжетах убили того, кто в обозримом будущем должен был умереть естественным образом. Убийца лишь немного поторопил время и по отношению к жертве мало что изменил, это было почти эвтаназией - избавлением от медленной мучительной смерти. Тяжким преступлением такое убийство следует отнести лишь по отношению к абстрактному образу человека, который хотелось бы расположить высоко. Раскольников тоже убил старуху из-за денег. Но деньги предполагалось вложить в обучение, т.е. в свое собственное совершенствование, чтобы потом отдать свои способности и знания людям. Интрига в том, что к хорошему он пошел плохим путем. Здесь же деньги вкладываются в нечто обратное. Они нужны для взятки, которая оградит внука от армии. Интриги нет - плохая цель, плохое средство. Расхожая фраза: армия - школа жизни. Этому юнцу, за освобождение которого от службы заплатят, армия была бы полезна - как последний шанс направить его "на путь истинный". Раскольников страдал. Именно в этом его наказание. В нашем фильме женщина-убийца наказана не будет, а сама она не видит ничего ужасного в своем поступке. Из всех персонажей наиболее положителен убитый бизнесмен. Он тоже "не без греха". Как откровенно характеризует его дочь - бабник и слишком любит деньги. Но умен, справедлив и логичен. Такой персонаж - дань времени. Таков сегодня собирательный образ бизнесмена. В "лихие 90-е" на роль богатого человека следовало бы пригласить родственников Елены, не отягощенных разумом и воспитанием. В фильме все получается не так, как было бы естественно и правильно. Внуку было бы полезно служить в армии, а Елене - скрашивать одиночество богатого старого человека. Ее родственники не должны жить в тех условиях, в которых оказались - они низведут это богатство с его красивым обрамлением до своего уровня, поскольку случайно и слишком легко его получили. В качестве оптимистического аккорда я завершаю рассказ о фильме словами из песни В.Высоцкого: "Вдоль дороги все не так, а в конце - подавно". Нет оптимизма в этих словах. Напротив, "в конце дороги той - плаха с топорами". Оптимизм вызывает время, когда это было сказано - 40 лет назад. И если мы еще способны видеть, что "все не так, как надо", то это значит, еще не все потеряно, и через пятьдесят лет тоже кто-то сможет увидеть и сказать "Так жить нельзя!", что будет способствовать продолжению поиска. 22.11.2011 Ханов О.А. /продолжение/ Увидел еще одну аналогию, которая несколько смещает смысл. В моем тексте этот момент отмечен только одной фразой: "преступление .. по отношению к абстрактному образу человека, который хотелось бы расположить высоко". Т.е. каждый такой случай вновь и вновь прерывает процесс возвышения. В результате, приходится констатировать факт - природа человека такова. В фильме сей факт дается с сильным российским акцентом. Но вспоминаю "Лолиту" Набокова. Там есть эпизод, когда Гумберт со своей женой заплыли куда-то очень далеко. И вдруг у него возникает мысль - помочь ей утонуть, и сразу станет так хорошо! Он видел, как это легко сделать - всего несколько простых движений, и уже ничто не поможет. Он проиграл в своей голове все подробности этого процесса. Вокруг нет никого, обвинить его будет невозможно... Долго ему эта мысль не давала покоя. Гумберт не стал убивать. Но думал об этом, и того достаточно, чтобы сопоставить его с Еленой и утверждать, что в этом отношении между ними нет большой разницы. Набоков, и Звягинцев - из России. Но это очень разные России - царская в одном случае, и советская - в другом. Поэтому, если согласиться с проявлением национального в этих эпизодах, то только в том смысле, что русские художники не только увидели явление, но и сказали о нем достаточно громко. В такой трактовке больше оптимизма - исключение национального дает возможность утверждать - так было всегда, что не мешает человечеству жить и развиваться. С другой стороны, придется принять неизбежное - так будет всегда. Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало |