Об отношении к слову (Ю.Б. и М.С.).Я часто слышал от М.С такую фразу - то, что говорит тот или иной человек, надо разделить на 5, на 10, 50... Такова концепция - словам не надо верить, они не имеют большого значения. У Ю.Б. я вижу обратное - все сказанное и все написанное имеет смысл. Для нее слово имеет высокий уровень реальности. Отсюда иногда берет свое начало обида на слова, которым М.С. не всегда придает большого значения и, бывает, удивляется "неадекватной реакции". По той же причине Ю.Б. нравятся стихи, а М.С. к ним достаточно равнодушна. В стихах - игра слов, имеющая смысл для того, кто почитает слово.Попробуем найти истоки расхождения восприятий двух ближайших родственниц. В своей "прошлой жизни" и Ю.Б и М.С. много профессионально работали со "словами", с текстами. Но это была очень разная работа. Ю.Б. ставила спектакли. В театральной постановке происходит "материализация" текстов, переход от описаний к реальным изображениям людей и действий. Изображения еще условные, театральные, но они много ближе к реальности, чем просто текст. Каждое слово сценария должно найти свой образ в постановке, которая должна соответствовать не только "духу", но и "букве" исходного материала. Успех преобразования соответствует уровню режиссера. Реальность, которую предлагает (в частности) оперетта, достаточно условна, но тысячами нитей она связана с жизнью. Здесь надо чувствовать слово, - все его оттенки смысла. М.С. иногда упрекает Ю.Б. в "театральности". С этим можно даже не спорить, поскольку театр - это не только продолжение или отражение жизни, в какой-то мере это и есть сама жизнь. И чем более развито общество, чем дальше оно отстоит от "естества", тем больше в нем "условностей" и, соответственно, "игры". Любимая игра девочек - "дочки-матери". Она начинается в детстве и продолжается всю жизнь. И всю жизнь хочется давать подзатыльники этим большим оболтусам, которые все время что-то делают не так. М.С., насколько мне известно, по образованию и по работе занималась идеологическими моментами культмассовой деятельности. Советская идеология - понятие специфическое. Ее особенностью была отстраненность от реальности. Слова идеологических догматов, быть может, были хороши, но в жизни им трудно подобрать аналоги, они обозначали нечто эфемерное. Т.е. тексты существовали сами по себе, реальность соприкасалась с ними слабо. Хороший работник должен относиться к своей работе серьезно - надо непременно верить в то, что говоришь, даже если реальность ускользает. Такая ситуация не могла не повлиять на отношение к слову, как к чему-то "потустороннему". По этой причине, в частности, М.С. не может лгать, поскольку ни правдивые, ни лживые слова значения большого не имеют, а говорить всегда проще правду, - она не требует фантазий. М.С. нередко повторяет - не по словам меня судите, по делам. О нетривиальном отношении М.С. к слову и о попытках соединить его с реальностью говорит ее интерес к некоторым оккультным направлениям, которые изложены, например, в работах Правдиной (популяризирующей в России идеи Дж.Кехо). Согласно этой теории, слово имеет мистический смысл - оно не просто отражение реальности, но способно ею управлять. Это как-то соответствует словам известной древней книги - "В начале было слово". Но все-таки важно не столько то, что было сказано, но - Кто сказал! И подражать Ему - претензия. Здесь, конечно, выплывает тема зависимости слова от авторитета говорящего, но она слишком субъективна, чтобы иметь продолжение. 23.02.2012 Ханов О.А. Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало |