Церковь, примиряющая догму и реальностьСовременный верующий верит в нечто иное, чем это было 1000 лет тому назад. Живая церковь изменяется. Можно верить в то, что она есть учреждение бога, ему подконтрольное, им управляемое. В подобной вере нет места деизму, который пробуждает сомнения не в реальности божественного промысла, но в Его постоянном присутствии и в адекватности церкви.Бог один, церквей много. Одна из таковых на вопрос о реальности исторического Иисуса из Назарета отвечает - наша вера не придает тому большое значение. Действительно, не часто причины, пробудившие явление, играют далее какую-nо роль. Более того, с позиции состоявшегося, они часто бывают сомнительны. Но, будучи источником, причины все-таки должны соответствовать выросшей из них реальности. Не просто соответствовать, - но соответствовать красиво, убедительно и актуально. И реальность отступает под напором необходимости и логики этого соответствия. В итоге, вера позиционируется не в прошлое, но в настоящее, которое с этим прошлым должно "договориться". Можно верить, что при таком согласовании происходят преобразования не только в прошлом, но и в ныне существующем. Канонизация и сведение определенных действий в ритуал несколько ослабляют этот процесс, но не отменяют его. Нужна немалая изощренность ума для для того, чтобы образы и сюжеты двухтысячелетней давности не были отвергнуты сознанием современного человека. Я преклоняюсь перед церковью, сохранившей за долгое время свою роль, не устраняя прежние догматы. Это спосбствует вере в постоянную связь Бога и церкви. 19.10.2009 В начало |