О постижении истины

17.06.2010 Э.Лейтан "Паки о лотосных стопах наставников: исправления и детализация"
(см. http://edgar-leitan.livejournal.com)


05.07.2010 О.Ханов - Эдгару Лейтану
Не вызывает возражений принцип "перпендикулярности мышления", но есть сомнения в том, что можно сместить "абсолютное время" в сторону суъективности индивидуальной или групповой. Постижение истины едва ли ведет к ее трансформации.

"Мышление всегда есть сдвиг в сторону от сцепившихся альтернатив". [М. К. Мамардашвили]

"Сидя на горе, смотреть, как дерутся тигры". [Мао-Цзе-Дун]


Причастность к действию низвергает объективность. Только анализ и созерцание, ничего больше, только так постигается Истина. Постижение истины не побуждает ее трансформацию, но может случиться ее условием.

08.07.2010 Э.Лейтан - Ханову О.А.
То, что Вы предлагаете - это жёсткий вариант ("только так"...). Вряд ли "истина постигается" там, где имеется такая ригидность. Мысленный ограничитель "только" - признак негибкого мышления. А потом (боюсь показаться занудой...) я вынужден задать старый, ещё в Евангелии зафиксированный вопрос Пилата: "Что есть Истина?" Но я спрашиваю с философской точки зрения.

Цитата из [М. К. Мамардашвили, Эстетика мышления: беседа пятнадцатая.]
"Мы создаём мышление как органы, благодаря которым происходит наше воскрешение при жизни, реализация нереализованного, его смысл. А иначе неразрешимое сцепление, например между законничеством и своемыслием (когда одни верят в закон, но при этом, как в песне Высоцкого, жалуются, что ангелы запели злыми голосами, а другие живут в своем упорном своемыслии, полагаясь на какие-то самоценные права жизни), никогда не расцепится."

От веры - к мышлению. Вера в закон и вера в "своемыслие" - аналоги религиозной веры и атеизма.

16.07.2010 Ханов О.А. - Э.Лейтану
Мое замечание - не более чем формальный вывод из трех (включая Э.Л.) совпадающих авторитетных мнений по обсуждаемому вопросу с предположением о причине высказанных констатаций. В качестве "ultima ratio" можно вспомнить также теорему Геделя о неполноте функций. (Вольное изложение: "суждения о системы, исходящие от ее внутренних источников, не могут быть полными").

Можно не верить в Бога, но работать с Библией как с текстом и высказывать суждения, предполагая известную семантику слов. В исходном тексте употребляются слова "мышление", "мыслить", "смысл". Кажется, они имеют отношение к понятию "поиск истины". Хочу заметить, что мои собственные попытки "поиска Истины" не увенчались успехом. Вопрос П.Пилата для меня остается открытым.
В начало