Рациональная эволюция. ИндивидуальностьЕсли бы время жизни особи не было задано генетически, то численность популяции определялась бы исключительно случайными причинами . Для сохранения вида всегда необходимо восполнение выбывших организмов, причем в объемах сообразно ресурсам, иначе избыток погибнет или его придется уничтожить.Если время жизни существа будет определяться только внешними причинами, поддерживать баланс числа особей станет трудно, поскольку случайные внешние обстоятельства могут меняться в широком диапазоне, но при этом всегда надо быть готовым к самым неблагоприятным условиям. Смерть, "прошитая" в генетическом коде, имитирует агрессивную среду, в которой постоянно гибнет существенная часть вида. В такой среде можно существовать лишь с определенным (высоким) уровнем рождаемости. В таких условиях "большие потери" естественны и привычны, рядовые случайные факторы тонут в "плановых" потерях. К ним популяция всегда готова, - независимо от внешних условий она постоянно штампует в необходимом количестве новые копии. Человек - существо особое. Едва ли эволюция предполагала, что процесс отклонения единичных копий от нормы зайдет так далеко, что элемент со стандартными признаками превратится в индивидуальность. Смерть безликого ничего не значит, но устранение индивидуальности может нанести заметный ущерб системе. Возможно, вопрос о бессмертии когда-нибудь встанет перед эволюцией. Тогда ей придется найти и обезвредить гены, отвечающие за ликвидацию организма, которые когда-то она сама вплетала в генетический код. Но непременным условием такого развития должно быть возвышение и упрочение индивидуальности, ее заметный отрыв от "средней массы", иначе не будет в том "эволюционной целесообразности". Таковая появится, когда каждый человек будет способен оказать заметное влияние на "мировой процесс". Некоторый пример такого состояния ("человеко-бог") дают известные культы личностей, которые, однако, скорее театральны. Эти искусственные образования относятся к символу, но не к человеку, играющему такую социальную роль. На данном этапе развития, индивидуальность не имеет большого самостоятельного значения, есть только слабые предпосылки к тому, чтобы когда-нибудь обрести его. Возможно, этого и не случится, а место "Человека разумного" займет (или уже занимает) "Человек социальный", способный воспринимать и усиливать разные (иногда противоречивые) "системные влияния", претендуя, однако на собственное авторство. Сейчас, как правило, индивидуальность - не более чем казус амбициозности. Но, поскольку понятие привлекательно, у него есть шанс. 05.04.2012 В начало |