Картины окружающего мира- Что такое Солнце?- Это звезда, которая дает нам тепло и свет. - А что такое свет? - Посмотри вокруг. Ты видишь меня. Там, дальше - наш дом, а еще дальше - лес, река. Ты видишь все это! Вечером, когда солнце начнет скрываться за горизонтом, все станет медленно исчезать, погружаясь в темноту, и если мы не включим лампу, вокруг останется только черный мрак. Свет позволяет нам видеть. - Что такое видеть?... Примерно так задают вопросы маленькие дети, приступающие к освоению окружающего мира. Мне трудно регрессивно спуститься до самых первых, основополагающих понятий, но не исключаю, что это возможно. Система понятий внутренне замкнута. Каждое новое определяется через уже известные. Сложное определяется через простое, здесь нет проблемы. Но пытаясь определить все более простое, у нас в конце концов не останется более простых представлений, комбинируя которые, мы смогли бы решить задачу. Дедуктивное нисхождение может привести к достаточно произвольным элементарным понятиям. Подобно тому, как в логике - если она связывает два утверждения, то не имеет никакого значения, какое из них будет принято за аксиому, а что получается процедурой вывода. Эти основополагающие понятия составляют основу нашего разумения. Именно их познает ребенок при пробуждении сознания. Причем, не имеет значения, что именно из известного принято за основу - все остальное из этого будет выведено. От этих понятий требуется только одно - принадлежать системе. Эти понятия определяют тот мир, в который входит новый человек и в котором он будет жить. Эти понятия передаются родителями, воспитателями и другими людьми, окружающими ребенка в этом младенческом возрасте. Они соответствуют предметам, среди которых мы живем, и которые воспринимаем одинаково, поскольку наше сознание имеет в основании один и тот же источник. Можно предположить, что те самые основополагающие понятия могли бы быть совсем другими, логически не связанные с тем, к чему мы привыкли. Тогда нас окружал бы совсвсем иной мир, о котором мы едва ли смогли бы что-нибудь рассказать обычному человеку - он нас не смог бы понять. Возможно, что некоторые аномалии поведения, воспринимаемые как психические расстройства, вызваны утверждением в раннем детстве нестандартных (с нашей точки зрения - аномальных) системообразующих аксиом. Такой человек живет в другом мире, но для него он не менее реален чем тот, где существуем мы. Иной разум может иметь другой набор аксиом и вследствие того существовать (здесь же, рядом) совсем в другом мире, нам не понятном, и едва ли будут точки соприкосновения с этим разумом. Мы даже не сможем понять, что это существо разумное. - Так, постоянно возникает вопрос о степени разумности животных. Но мы можем только гадать об этом, поскольку если все-таки у них есть разум, он слишком другой, чтобы мы могли в нем хотя бы что-нибудь разглядеть. Ощущение реальности дает сознание. В некотором смысле, реальность есть его функция, его порождение. Возможно, что наши ощущения проходят цензуру сознания, и не исключено, что при других обстоятельствах они могли бы быть другими. Известный опыт - человеку дают очки, которые переворачивают все, что он видит "вверх ногами". Первое время очень трудно жить в "перевернутом" мире. Но через некоторое время все "встает на свои места" - в тех же очках тот же человек видит как обычно. Здесь вмешалось сознание, оно подправило восприятие изображения. Нам трудно предположить, насколько далеко простирается такое вмешательство в обычных условиях, из чего в действительности готовится изображение окружающего мира. Можно предположить, что мы видим только то, что должны видеть, т.е. то, что не противоречит нашей геометрии, нашей логике (как мы ее понимаем). Возможно, что все другое мы видеть не можем, оно не проходит цензуру сознания. Возможно, что при некоторых отклонениях психики человек видит нечто эксклюзивное, чего не видит никто. Или видит привычное по-другому. Впрочем, для такого утверждения не нужны аномалии. В повседневной жизни мы все видим немного по-разному - кто-то видит красивое или наоборот, безобразное, - там, где другой не видит ничего. Так сознание фокусирует зрение и обращает на что-то особенное внимание. Но это значит, что то, что мы видим, имеет лишь косвенное отношение к тому, что есть в действительности. Сознание рисует картины окружающего мира, они у всех разные. Каждый рисунок одного и того же выполнен в собственном стиле, в этих рисунках не всегда совпадает даже простой перечень изображаемых предметов. Ханов О.А. 2004г. Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало |