В.Высоцкий. "Порвали парус" или "Песня беспокойства"

А у дельфина
Врезано брюхо винтом.
Выстрела в спину
Не ожидает никто.
На батарее
Нету снарядов уже
Надо быстрее
На вираже!

Еще одно мгновение - и погибнет огромный дельфин, прозвучит предательский выстрел, враг перейдет в наступление, самолет потеряет управление, врежется в землю... Жизнь висит на волоске, смерть реальна и очень, очень близка. Вот она, жизнь. Активная, в движении, в борьбе, в стремлении преодолеть реальные опасности. Это игра с внешней, враждебной реальностью, все время угрожающей смертью, и ставка очень высока - победа даст возможность продолжения игры.

Даже в дозоре
Можешь не встретить врага.
Это не горе,
Если болит нога.
Петли дверные
Многим скрипят, многим поют.
Кто вы такие?
Вас здесь не ждут!

А здесь совсем другое - ожидание опасности, которой нет. Есть очень мелкие неприятности, которые кажутся такими большими, что заслоняют все остальное.

- Нет, это - не то. Вот уж это - точно не то! Нельзя замыкаться в своем крошечном мире, в котором из-за его замкнутости и узости малое вырастает, становится огромным.

Многие лета
Всем, кто поет во сне!
Все части света
Могут лежать на дне,
Все континенты
Могут гореть в огне, -
Только все это -
Не по мне!

Здесь - опять другое. Мир собственный, внутренний, но не малый и замкнутый, а бесконечно большой, широкий, включающий в себя всю Вселенную. В этом, далеком от реальности мире малое просто не существует. Здесь даже большое теряет свое величие. Здесь никакие неприятности земные, пусть даже катаклизмы глобальные не могут вывести из равновесия и сокрушить очарование жизни...

- Все это хорошо, быть может, но я стою на Земле, а эти фантазии слишком далеки от нее, и значит - от меня.

Но парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Хотелось бы поднять все паруса и плыть, куда влечет. Но то, что хорошо в намерениях и в мыслях, не всегда бывает наяву. И если нет движения, то "почему?" - хотелось бы сказать, как есть: <порвали парус!>.

- Но, даже если так, причина главная - другая. Не парус или ветер виноваты здесь - нет направления, и значит, нет движения.

Куда ж нам плыть?

- Не знаю! Даже в мыслях не найти пристанища. И остается только уповать на случай, который бросит в ситуацию критическую, в которой все понятно. Которая освобождает от необходимости думать, потому что надо действовать - решительно и быстро. Жизнь реальна и прекрасна только как движение, как борьба с неминуемой смертью, вырастающей во весь рост на каждом вираже. Все остальное - мелко, скучно, недостойно жизни кажется.

Да, я не выбрал свой путь, и это меня беспокоит. Но мой критический взгляд на то, что вокруг и на то, что осталось уже позади, оставляет надежду и наполняет мое беспокойство очень осторожным оптимизмом.

Каюсь, каюсь, каюсь!

Ханов О.А.
1979
Однажды на работе (лаборатория ЦНИИ "Гранит") зашел разговр о поэтах и о поэзии. Один из коллег заметил, что даже всеми любимый Высоцкий иногда допускает тексты, в которых трудно разглядеть хотя бы какой-то смысл, - есть набор бессвязных сюжетов, объединенных рифмой. - Как бы стихи, но они ни о чем. В качестве примера тот человек привел стихотворение "Порвали парус!".

Мне стало обидно за Высоцкого, к творчеству которого всегда относился с почтением, и возразил, в его стихах не может не быть смысла. Не знаю, верно ли я услышал сказанное поэтом, но именно тогда я и записал этот свой комментарий.
В начало