Ощущение реальности

Марксистское определение: "Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях". Сознание - нечто другое, но тоже (по Фрейду) как-то связанное с ощущениями. Духовное возникает как проявление нашего сознания. Оно оформляет наш внутренний мир, который (с некоторой осторожностью) можно отождествить с субъектом.

Духовное берет свое начало в материальном мире, тысячами нитей с ним связано и к нему постоянно возвращается. Из прототипов этого мира сознание строит свои модели, которыми далее оперирует. Процесс понимания сводится к поиску аналогий или логических соответствий тому, что известно и сомнений не вызывает. Для верификации новых моделей выполняется поиск наблюдаемых (осязаемых) следствий воздействия на этот невидимый объект. Именно так развивалась и развивается наука. И уже здесь мы встречаемся с тем, что признаем реальность придуманных сущностей, которые непосредственным образом никак не воздействует на органы чувств. Такая материя не соответствует определению "реальности, данной нам в ощущениях". Логическая цепочка, ведущая от этих фантазий к наблюдаемым явлениям, повышает уверенность в достоверности модели, однако от реальности это достаточно далеко. Иногда новые данные полностью опровергают принятую ранее модель. Тем не менее, пока этого не случилось, для исследователя этот мыслимый ("духовный") объект реальности принадлежит. Такая реальность выступает как объект веры. Материальное и духовное здесь не очень различаются.

С подобной ситуацией мы сталкиваемся постоянно и повсеместно. Например, по телевизору идет некий сюжет. Дом, интерьер, люди, диалоги, события. Мы смотрим и верим в реальность того, что нам показывают. Потом выясняется, что это была постановка, и ничего такого в действительности не происходило и не существует. Можно привести много примеров, утверждающих, что достоверность известных событий - величина неопределенная. Требуется работа не только для того, чтобы ее повысить, но и для того, чтобы ее определить. При таких обстоятельствах следовало бы ввести параметр "уровень реальности".

Первое, что можно сказать об этом параметре - он субъективен. Одно и то же событие в зависимости от причастности к нему конкретных лиц, для них будет иметь очень разную степень достоверности. Более того, даже непосредственный участник события не может охватить его полностью. В большой мере его представления и оценки будут основаны не только и не столько на собственном опыте, как на информации из разных других источников. В связи с этим, может вообще не следует говорить о реальности и ее уровнях? Вместо этого надо говорить только о двух сущностях – а) конкретная информации о различных аспектах события и б) достоверность этой информации.

Такая позиция "все ставит на свои места". Она "математически" понятна, снимает неопределенности, учитывает субъективности и может дать количественную оценку достоверности. Однако она отодвигает реальность на расстояние от субъекта и предполагает существование между ними разного рода посредников и каналов связи, по которым информация от "объективной реальности" поступает к «мыслящему существу». И в качестве первых таких посредников выступают органы чувств.

Да здравствует марксизм! Круг замыкается, объективная реальность дается нам в ощущениях! Однако, пройдя по этому кругу, мы потеряли реальность. Она оказалась где-то, в туманной дали. От нее поступают только сигналы, из которых наше сознание должно создать образ, не растеряв ее важные признаки. Причем, нам нечем проверить качество этой работы, и остается только верить в то, что мы видим. Но правильнее сказать следовало бы иначе - нам приходится верить в то, что мы мыслим. А в этом уже есть некоторый абсурд.

Когда появляется посредник, всегда возможны искажения, подлог, или даже полный обман. Выступающие в качестве посредника разделы нашего сознания стирают грань между духовным и материальным, поскольку и то и другое связано с одним и тем же источником. Мы ничего не знаем об "объективной реальности" кроме того, что сообщает об этом наш "дух". Иногда мы готовы допустить даже полный всеобщий обман. И принять солипсизм. Материя, как и многое другое, смещается в область веры.

В таком контексте известная фраза "Я мыслю, следовательно, я существую" обретает свой истинный, прямой смысл. Здесь есть форма, способ существования, и вера.
16.12.2009
В начало