Для меня Европа - это некое идеальное, не совсем географическое
образование. Европеец - тот, кто живет и думает "по-европейски".
Поэтому решением проблемы могло бы быть формирование европейцев из приезжих
мусульман. Но это, конечно, не то упрощенное "приручение", которое
прозвучало в комментарии uylenspiegel
, на который,
собственно, я и ответил.
03.01.2010
Ханов О.А.
Хочу пояснить свой
комментарий от 30.12.09.
Общая национальная (или какая-то иная) идея - зло.
Именно отсюда вырастает тоталитаризм, терроризм и прочие напасти. Однако, для
приверженцев такой идеи все, что за ее пределами - мелко, безыдейно,
бездуховно, человека недостойно.
Подробнее - "Пути к совершенству,
тоталитаризм"
13.01.2010 Э.Лейтан http://edgar-leitan.livejournal.com/89584.html
Я не думаю, что "национальная идея" -- зло
само по себе. Она скорее перемешана с вирусами зла. Любая этническая общность
не может без своей мифологии -- отграничивания
"наших" от "чужаков". Когда-то систему сплачивающих мифов
назвали "национальной идеей". Злом она становится, когда делается
связанной с взрывом массовых негативных чувств,
перерастающих в действия -- войны, погромы и прочее.
Поскольку наша земная конкретика связана также с нашей "почвой" и
"домом", постольку будет и "национальная идея".
Я думаю, однако, что и за пределами "национальной идеи" великое
множество вещей, которые никак не безыдейны и не "бездуховны". Просто
эти вещи совсем другого порядка. В Евангелии это называется собирательно -- "Царствием Небесным".
13.01.2010
Ханов О.А.
Пытаясь проследить истоки
тоталитаризма, я не нашел никакой другой (объективной) причины, кроме всеобщей
консолидирующей идеи. Неважно, какого содержания - пусть даже самой чистой и
благородной, но - всеобщей. Естественно, для приверженцев такой идеи иное
представляется (как минимум!) безыдейным. И этого достаточно для формирования
"штурмовых отрядов", призванных бороться за торжество
"великой" идеи или за ее чистоту.
Проведя большую часть своей
жизни в "советском зоопарке", я не могу не слышать знакомые мотивы в
высказываниях идеологов мусульманского движения. И потому резко отрицательно
отношусь к любым всеобщим идеям. Особенно - национальным и
религиозным, поскольку они более других пригодны для
"консолидации".
Религиозное (как и
национальное) чувство я понимаю как нечто очень индивидуальное, почти интимное,
что нельзя выносить далеко за пределы
собственного "я". В таком формате оно не может стать идеей,
которая «овладевает массами».
14.01.2010 Э.Лейтан
Мы
с Вами родом из одного "зоопарка". Правда, Вы там прожили несколько
дольше меня. Так что позиция Ваша мне ясна и очень даже симпатична. Я тоже не
люблю всяких общих, объединяющих "идей", и я тоже сторонник того, что
религия -- это очень личное, хотя и не без
общественного измерения. Но с последним у меня у
самого определённые проблемы.
Но по поводу тоталитаризма я всё же думаю, что начинается он, с позволения
сказать, "в голове" каждого отдельного человека. Когда я готов
думать, как другие -- чтобы не думать. Вернее,
принимаю без глубокой рефлексии конечные результаты чужого мышления. Вот это и
называется "единомыслием".