Цивилизация клипов и крупных форм.
...
Иду к большому начальнику.
В "отсеке управления" нахожу нужный кабинет. Секретарша заглянула к
боссу, после утвердительного кивка вхожу. За большим столом сидит большой
человек, погруженный в бумаги. Жестом предлагает присесть. Что-то дочитал,
подписал, переложил и повернулся ко мне - готов заняться моим вопросом. Моя
тема, конечно, хорошо подготовлена, много времени для изложения не потребует.
Начинаю излагать. Звонит телефон, начальник отвлекается, с кем-то эмоционально говорит. Кладет трубку, почти
бросает. Снова слушает меня. Заглянула секретарша, что-то спросила. Потом снова
зазвонил телефон… За небольшое время случилось много
очень разных прерываний.
Странная работа, подумал я,
она очень отличается от моих занятий. У меня всегда есть одна тема, иногда две,
самое большее - три. Каждая из них продолжается долго, иногда - месяцы и годы.
Это позволяет проникнуть очень глубоко, но и на самой глубине всегда остается
еще что-то не совсем понятное. Надо погружаться глубже, еще глубже. Но, даже
находясь на этой глубине, я не всегда могу выносить непререкаемые суждения. И
совсем непонятно, как можно решить вопрос сразу, как только он случайно
(непредсказуемо) появился. Для этого надо обладать особым интеллектом,
способным свернуть тему, быстро привести ее к очень простым формам. Скорость, с
которой все это происходит, вызывает предположение, что вопросы решаются уже не
на уровне сознания, а как-то иначе, поскольку даже для простого понимания
требуется больше времени. Темы мелькают быстро, как в музыкальном клипе. Здесь же
надо не только слушать, но и принимать решения, которые иногда имеют важные
следствия. Такой человек работает с фрагментарной реальностью, в режиме клипов.
Музыкальные клипы у нас
появились в 70-х. Эстрадное исполнение сопровождалось короткими
видеосюжетами, призванными усилить эмоциональное впечатление.
Я попытался
понять истоки этого жанра. Его отличительные признаки – внезапное начало, малая
продолжительность и внезапный конец. В реальной жизни такое встречается нечасто
- только тогда, когда ровное течение событий нарушает вмешательство каких-то
внешних, случайных сил, которые быстро исчезают, не оставляя никаких следов. Таким
предстает мир за окном скорого поезда. Так будет выглядеть вся наша жизнь, если
сильно сжать время. Искусство всегда было немного впереди, оно фиксирует
тенденцию. Тенденцию ускорения.
Предпосылки для клипов
возникли с появлением кино. Кинофильм состоит из отдельных сюжетов, переходы
между которыми совершаются мгновенно. Телевидение ("Новости") усилило
этот процесс.
Но самый большой вклад в развитие клипо-сознания
внесла телереклама. Серьезная передача неожиданно прерывается легким, веселым,
упрощенным до безобразия сюжетом. После нескольких минут бессмысленного
материала снова можно погрузиться в серьезную тему. Но это уже не всегда
получатся, внимание переключилось.
Пришла эпоха Интернета. Клик
- читаем о землетрясении в Пакистане, клик - новая коллекция Юдашкина, клик - астрологический прогноз... Кнопка в твоих
руках. Анонсы зовут, привлекают. Возникает потребность охватить очень много
разнообразного материала. Конечно, без серьезного в него погружения - это
невозможно при таких условиях. Внимание переключается быстро, легко и
непринужденно. То, что когда-то было уделом немногих, теперь стало нормой для
всех. Безграничная широта при поверхностном скольжении. Фокус смещается, мелкие
детали ускользают из большого целого.
Мы давно шагаем в этом
направлении. Архитектура, например, уже давно тяготеет к крупным формам, уходя
от мелких деталей оформления. Ее шедевры лучше смотреть с высоты птичьего
полета или из окна несущегося автомобиля. В отдельных направлениях искусства
(музыка, литература, кинематограф и проч.) иногда нарочито искажаются детали
при сохранении гармонии в целом. Однако, слишком большое «целое» уже не сможет
вместить какую бы то ни было гармонию. Клип, как тонкий срез, останется
единственным способом восприятия.
Грядет новая цивилизация. Она
сформирует нового человека с новым сознанием, воспринимающим реальность как мозаичное
полотно, в котором смутные образы будут выписаны грубыми мазками.
04.01.2010