Чувственное
и духовное, католицизм и православие.
13.01.10 Э.Лейтан (http://edgar-leitan.livejournal.com/90430.html)
«Познание
себя или бельмо на глазу (к слову о давней православно-католической полемике)»
Одной из излюбленных тем
обличения православными апологетами "латинских папежных
еретиков" является традиционная католическая мистика, которая якобы
исключительно чувственна, настолько, что граничит с болезненным эротизмом,
исполнена сладостных видений и фантазмов, порождённых
разгорячённым воображением.
В этой заметке (http://ezhe.ru/ib/issue1160.html)
представлен небольшой экскурс на "бреющем полёте" в сравнительную религиозную психологию и философию, с
обозрением особенностей католической мистики, малознакомой её православным
оппонентам. Чему вообще может нас научить чуждость — текста, опыта, метафорики? 13.01.2010 О.Ханов 14.01.2010 Э.Лейтан 14.01.2010
О.Ханов 14.01.2010 Э.Лейтан
Это действительно непростой
вопрос -- соотношение чувственного и
"духовного" познания; и терминология тут слишком размытая. Вернее,
боюсь, что эти вещи вообще употребляются скорее как метафоры или эмоциональные
образы, а не строго очерченные понятия. Вы правы, эмпатия
не противоречит ни христианским, ни "буддийским" этическим нормам. 15.01.2010
О.Ханов 15.01.2010
О.Ханов …
Если
это вопрос веры, то нет предмета для дискуссии. Чем-то мне это напоминает
зарождающуюся полемику на тему «Киевская Русь» или «Древняя Украина». Когда
есть стремление к размежевании, подтянутся и
аргументы. Как источник многообразия, размежевание само по себе не так уж и
плохо. Если в полемику не вторгаются эмоции, природа которых и той самой
«биологической чувственности» одна. 18,01.2010 Э.Лейтан
Интеллектуальный
"экуменизм" -- это реальность среди многих
интеллектуалов, далёких от религиозной практики.
Гораздо труднее достичь
примирения и понимания в области эмоционального восприятия собственной и чужой
религиозной традиции. Дело не столько в понимании тонкостей вероучения, сколько
в "интонации", "ладе" "иной веры", в их
"обычаях", музыке и даже запахах в храме. Тут -- либо
приятие, либо, в большинстве случаев, отторжение. И никакие интеллектуальные
доводы не помогут.
19.01.2010 О.Ханов
В какой-то мере это подтверждает ощущение "постороннего" о том, что "физическая" субстанция вплетена в
религиозное мироощущение. Это печально, поскольку не остается шансов не только
для взаимопроникновения, но и для взаимопонимания. Остается уповать на эмпатию. 19.01.2010 Э.Лейтан Кажется, это Ю. М. Лотман
говорил, что лишь только там, где имеется непонимание, есть шанс появиться
пониманию. Понимание без усиленной рефлексивной работы мысли, думаю, есть
иллюзия, и немногого стоит. Одной интуитивной эмпатией
не обойтись! 19.01.2010 О.Ханов Нельзя не согласиться.
Здесь, однако, выплывает
огромная тема о соотношении авторитетного мнения и понимания. Ю.Лотмана,
скажем, я готов принимать без рефлексии - я буду верить в то, что не смогу
понять. Т.е. я верю априори.
19.01.2010 Э.Лейтан В последнем
дорогой Ильич прав, как бы я к нему лично ни относился (не очень, мягко
скажем...). Это и в религиозном "диалоге": прежде, чем заявлять о
наших согласиях и сходствах, неплохо бы выявить реальные различия. |