Все тексты   (www.monitor-em.narod.ru/index3.htm) monitor49@mail.ru       Ханов Олег Алексеевич

От природы к социуму.

  Человек как "биологический объект" может быть интересен медицине и другим, связанным с ней наукам. В других областях человек - это нечто иное. В биологической природе берут свое начало поведение и "повадки", но затем они отрываются от основы и уходят далеко. Нормальное поведение социально, оно определяется коллективами, в которые погружен человек. Цивилизованное поведение достигается воспитанием, важной частью которого является искусство подавления природных мотивов, а если это невозможно, то их сокрытие или эстетическая переработка и оформление. Т.е. социальное поведение подчеркивает и усиливает отстраненность от биологического. Таков "Человек разумный". Когда "дитя природы" стало взрослеть, оно устыдилось своей матери и стало искать собственные пути. Теперь уже трудно назвать человека только "природным созданием", общество причастно к этому творению.

Ближе всего к природе семья, ее функция - обеспечить различные аспекты "материальной стороны" жизни. Такие, как ее воспроизводство и поддержание (питание, рекреация) а также воспитание - формирование навыков подавления собственных природных устремлений для подготовки к жизни в социуме. Воспитание строит мост от природы к людям. Воспитанный человек предстает для других не как "детская непосредственность", а как "создание рук человеческих", как искусственный субъект ("робот") с продуманными формами внешнего и внутреннего содержания. Качество "конечного продукта" зависит от способностей, от желания и упорства, а также от выбора эталонов  для моделирования (подражания).
Женщина ближе к природе, поэтому ее путь "к человеку" труднее и требует больших усилий для своего оформления.

Человек в семье и тот же человек на работе или в других общественных местах - очень разные люди, поскольку семья - только самая первая ступень, это мастерская для его подготовки на пути к ассимиляции в социуме, которому не нужен "естественный живой человек". Ему нужен "материал для заполнения вакансий" социальной структуры. Соответственно, человек в этой структуре - функциональная единица со своим "виртуальным обрамлением" - имиджем.

Итак, выход человека "в люди" или его переход от одного социума к другому сопровождается работой по созданию или изменению имиджа, соответствующего требованиям ситуации. Факт включения в социум фиксируется выполнением определенного ритуала. После его исполнения человек становится полноценной функциональной единицей, для которой его личные "природные" качества имеют второстепенное значение, они важны лишь в той мере, в какой способны поддерживать "функциональность". Ритуал (часто - публично) фиксирует достигнутые договоренности - человека исполнять условия системы и системы - согласие принять на определенное место этого человека. Т.е. ритуал – специфическая  форма документа, это договор, который фиксирует переход от состояния природного в состояние социальное.

Приведем примеры простых действий, внешние признаки которых не отличаются от ритуальных. Чтобы управлять автомобилем, надо выполнить определенную последовательность действий и получить права. Чтобы стать причастным к христианской церкви, надо пройти обряд крещения. Чтобы быть «полноценным» пассажиром автобуса, надо купить билет (компостировать талон). Не прошедшие через ритуал не будут приняты в сообщество или будут из него исключены (как в последнем примере). Нет никакой видимой связи между маленьким листком бумаги и перемещением в пространстве. Но реально она существует – такая связь установлена системой, в которой это происходит. Очень многие "разумные действия" для внешнего наблюдателя не согласуются не только с естественным поведением "физической системы", но без дополнительной информации они вообще лишены какого-либо смысла.

Из примеров можно попытаться вывести определение.
Ритуал - это действие в реальности, способное вызвать другое реальное действие, физически с ним  не связанное. Такое возможно потому, что информация от материального мира интерпретируется как сигнал, который становится причиной выполнения другого действия. Два действия связывает разум, способный воспринимать информацию и вторгаться в «физический мир» для совершения действий. Под это определение попадает вся разумная деятельность человека, включая фантазии.

Не следует пытаться понять смысл "ритуальных (=разумных) действий" - его нет. Без дополнительной информации его невозможно восстановить посредством логики. В отличие от физических взаимодействий в неживой природе, которые закономерны и поддаются внешнему анализу, физические взаимодействия с участием интеллекта непредсказуемы, т.к. кроме внешних наблюдаемых причин существуют сокрытые внутренние. Каждое такое действие несет на себе отпечаток чуда. И каждое ритуальное действие подразумевает существование причастного к нему разума.

Таков наш путь – от биологии, через семью и ритуал, - к обществу.
Чем выше поднимается человек по ступеням социальной лестницы, тем менее остается в нем "человеческого", природного. Все менее он принадлежит себе, все более "виртуальным" становятся его облик и "ритуальными" причины его действий. Один из героев Маркеса (100 лет одиночества) какое-то время обладал неограниченной властью. Когда он приехал навестить свою мать, ритуал был исполнен в полном объеме - окружение автоматчиков и невидимая граница в 10-ти метрах, пересекать которую никто не имел права. Такова была минимальная дистанция "виртуальной личности" от самого близкого земного.
25.01.2010


30.01.2010 Ханов О.А.
Небольшое дополнение к словам "Не следует пытаться понять смысл... ".

"Разумная жизнь" выглядит спонтанной, абсурдной и полной чудес, если наблюдать ее краткие эпизоды со стороны, ничего не зная об истории и о внутренних отношениях. Не привожу примеры, но это кажется очевидным. Конкретные примеры, однако, привести непросто, т.к. "о делах человеческих" мы знаем слишком много, и это "априорное" знание трудно исключить. Одно из следствий - в какой-нибудь муравьинной жизни неизмеримо больше смысла, чем удалось его накопать, поскольку мы не знаем (и, вероятно, не сможем узнать) всех тонкостей внутренних отношений. Еще одно следствие - "со стороны" нельзя уверенно понять смысл процессов, происходящих, например в другом государстве. Или в твоем родном государстве, лет 50 назад. Или смысл поведения другого человека... По сравнению с такими наблюдениями "разумной" жизни, неживая природа ведет себя совершенно предсказуемо, т.е. "правильно", т.е. разумно.