После ремонта (поиск причин, исходя из следствия)

19.02.2010. С.О.:
Представляю "маленького непредвзятого человечка", заходящего ко мне в комнату. Он ходит по комнате и говорит - у тебя вот тут косяк, надо было выбрать другой цвет. Я оправдываюсь. Говорю ему - да, наверное, ты прав. Но пойми, что когда я выбирал этот цвет, думал о том-то и том-то. Пытаюсь оправдать свой выбор. И потом я думаю - нет смысла оправдываться. У меня было время выбрать то, что нужно, и не было возможности выбирать то, что нельзя. Человечек будет прав, а я выжал из себя все возможное. Лучше не сделаю. Из того, что есть, и из того выбора, что видел. Это предел моего мастерства. Сам лично я не могу передвинуть ни одну деталь в своей комнате, ибо она разрушит гармонию, которую храню в себе я. И конечно, мне далеко до людей, похожих на маленького непредвзятого человечка.

Это тема об искусстве, ее можно было бы продолжить. О взаимоотношениях "я" к "нему" и "его" ко "мне". Но сейчас я не совсем об этом. Повторюсь. Все началось с того, что Алексеев подарил мне книжные полки. Он отдал их потому, что стал делать ремонт в родительской комнате. А начал это делать потому, что у Алексеева погибли родители. Эти полки делал его отец, и он, видимо, не решился отнести их на помойку. Можно сказать, он настоял на том, чтобы я их забрал. Не знаю, чтобы было с полками, если бы я их не забрал. И в итоге получается, что причина того, что я, через десять лет жизни в комнате, затеял ее ремонт только потому, что у Алексеева в ДТП погибли родители. Мои стены есть отражение жизнь и смерти людей, которых я даже не знал. Если через 10 лет Алексеев переиначит свою квартиру на все 100%, а я не буду делать ничего, то окажется, что только в моей комнате сохранилась память о его отце, смастерившем когда-то для себя книжные полки. Это рассказ о людях, которых я никогда не знал. Что же тогда говорить о людях, которых я знаю!

Но сюжет можно прокрутить дальше. Я бы не затеял ремонт, если бы чурковатый мужик на черной Вектре-С с номерами 666 под поселком Волосово не выехал на встречную полосу, и тем самым не столкнулся в лоб с Маздой-3. По официальной версии, он уронил сигарету и стал искать ее под сиденьем. Какие бы обои я выбрал, если бы он не курил? Я становлюсь параноиком. Я перестаю понимать, кто именно расписывает мои стены, и какие события на них запечатлены. Мы обнаруживаем нарисованных мамонтов в стотысячилетних пещерах? А могло бы быть иначе? Что я могу сказать "маленькому непредвзятому человечку", кроме того, что это была его идея? Я уже совсем потерял понимание, что же такое "я". Наверное, я делаю так, как велит мне нормаль всех известных мне кривых, не мной выдуманных. И рисую каких-то своих мамонтов, отражающих ее суть.

25.02.2010. Ханов.О.А.:
Когда-то мне понравилась идея о "всеобщем коммунизме бытия". Т.е. о том, что все события в нашем мире как-то между собою связаны. Твой рассказ дает тому еще одно подтверждение. Проглотив "всеобщий коммунизм", я захотел понять еще один срез "реальности" - соотношение причин внутренних и внешних в становлении текущего состояния. И все более склоняюсь к тому, что причины внешние не существенны. Они не способны радикально изменить направление, куда указуют причины внутренние.

Поясню.
Основная причина твоих занятий ремонтом была такая - пришло время. Не берусь рассуждать почему, но через 10 лет жития а этой комнате ты был (морально) готов к преобразованиям. Ты мог не думать на эту тему, но был готов. Для начала этих действий нужна была не причина, а повод. И он появился в виде тех самых полок, которые запустили процесс. Кабы не был ты готов, то распорядился бы полками иначе - например, отказался от них или перевез на дачу. Этого не случилось, ты начал ремонт.

Уверен, что если бы не то событие, все было бы очень похожим, просто была бы другая причина-повод. Конечно, были бы некоторые отличия в исполнении, но не существенные. "Маленький человечек" пришел раньше, чем стал себя обнаруживать До поры до времени смотрел и думал, за что бы зацепиться. И вот, нашел!

Вопрос о том, что такое "я" - о свободе воли, т.е. ни о чем. Выбор простой - быть послушным "маленькому человечку" или делать все наперекор. Последнее нерационально, т.е. глупо. Простой пример. Лоцман ведет корабль в порт, скрупулезно подчиняясь инструкциям. Можно наплевать на инструкции и вести его "красиво", как иногда того хочется. И уткнуться в скрытое препятствие. Свобода дана для того, чтобы быть хорошим исполнителем воли "маленького человечка" при не слишком подробно проговоренном задании (инструкция не быает полной). Разум - для того, чтобы правильно его понять.

По поводу причин и следствий приведу цитату (по памяти): "В своем процветающем мире несу я много погибших миров".


В начало