Многополюсная нравственность.
Вместе с разумом Человек
обретает ответственность, утратив защиту Бога, который (предполагается) ранее
принимал на себя последствия его неразумных действий. Дитя становится
взрослым, все понимает, и уже не нуждается в родительской опеке.
Биологическая природа тоже
есть воплощение разума. Иного, нежели разум человека. Но человек принадлежит
природе, и отдельные ее проявления трансформируются в устремления и действия,
которые могут не соответствовать обозначенным человеческим нормам или тому, что
предполагается правильным для природы.
То, что нейтрально для
природы, может оказаться греховным для человека и в то же время, нравственно нейтральное
для человека может оказаться губительным для природы. Эту коллизию нельзя
разрешить простым совершенствованием нравственного закона за счет привлечения
норм, ограждающих природу от посягательства человека. При последовательном и безусловном соблюдении
правильных (с позиции природы) норм человек исчезает.
С этой
воображаемой позиции само существование человека аморально. Можно идти дальше,
признать аморальность прогресса как такового и сделать вывод о том, что любое
усложнение материи безнравственно. Если сделать еще один шаг, мы обнаружим
истинный источник зла – он кроется в любых изменениях состояния. Вселенная
больна временем.
Нравственность конечна и
неоднозначна.
Восхождение на одну из ее вершин уводит в недосягаемость другие вершины. Но
человек разумный нуждается в идеалах, чтобы соизмерять с ними действия в
поисках своего пути, чтобы избежать скольжения в пропасти
физической или духовной деградации.
Подобные проблемы можно
перенести на взаимоотношения между Богом и человеком. Деяния Бога могут не
соответствовать нашим представлениям о морали, а наши суждения о них не могут
быть беспристрастными. Человек равновелик Богу, восхождение на свою вершину
удаляет его как от природы, так и от Бога.
26.05.1992
|