Прошлое и другие формы времени.
27.10.1996 Ханов О.А.
Общепризнанно, что приоритет настоящего в ущерб прошлому и будущему
нравственно несостоятелен, поскольку при такой позиции имеет значение лишь
то, что происходит сегодня, сейчас. Это побуждает стремление к максимуму
удовольствий без учета причин и последствий. Однако ориентация на будущее
тоже следует считать морально ущербной. (Достижение цели любой
ценой, "победителей не судят" и т.д.). И только понимание того, что все
прошедшее имеет самостоятельное значение, что оно как-то сосуществует с
настоящим, что оно живо, даже если основательно забыто - только такой взгляд
способен подпитывать мораль, которую разрушает пренебрежение к прошлому.
16.09.1999 Ханов О.А.
Прошлое имеет наивысший уровень реальности. Только оно существует вне
времени - вечно. Жесткая, стройная, логически связанная конструкция совершенна
и неизменна, как произведение искусства или как совокупность физических
законов.
В отличие от эфемерного будущего, которое скрывает свое лицо, все время
лжет и ошибается, предлагая несбыточные надежды и фантазии. Время жизни
будущего ограничено. Многое вообще не способно осуществиться. А то, что
сбывается, тут же уходит, оставляя все свои краски прошлому. Настоящее -
бабочка-однодневка, яркая и красивая, беспечная, мимолетная.
Коммунизм пытался детерминировать будущее - наделить его признаками
прошлого, т.е. плановой стройностью и строгой неизбежностью. Это была
попытка творения произведения искусства на других основаниях, включающее
в себя все - и прошлое, и будущее. Но, если бы она оказалась удачной,
прошлое могло бы утратить свое очарование, которое придает ему, оттеняя,
непутевое настоящее вместе с неизвестным будущим.
Предопределенное будущее можно считать произошедшим, в его актуализации уже
нет безусловной необходимости. Переход от будущего к прошлому принимает форму
пустой формальности. Сказка становится былью, минуя настоящее время. "Миг
между прошлым и будущим" исчезает.
Нельзя назвать такую позицию новой, ранее неизвестной. Поэты о призрачности
этого мига говорили всегда.
/Пример/
Я жить хочу, кричит он дерзновенно.
Пускай обман, о дайте мне обман!
И мысли нет, что это лед мгновенный,
А там, под ним, бездонный океан...
"Новый общественный строй" можно упрекнуть в том, что он заменял
поэзию на прозу и перемешивал поэзию с реальностью. Уходя все дальше в
прошлое, он обретает свою долю нашего холодного признания.
05 05 2010 С.О.
О прошлом.
Ну, это большой вопрос. Для меня, например, прошлое тоже имеет немалую
степень неопределенности. Как кто-то сказал в эпоху перестройки - "наше
прошлое непредсказуемо".
Причинно-следственная связь между событиями необратима. Поэтому то, что
ждет впереди, должно быть более понятно чем то, что осталось позади. С этой
точки зрения прошлое скорее рассыпается, чем кристаллизуется.
Мы подходим к чайнику и замеряем температуру воды в нем. Мы знаем функцию
нагрева воды, и мы можем предсказать температуру 5 минут назад и 5 минут
вперед. Для нас чайник детерминирован на 10 минутах, часть которых уже
прошла, а часть не наступила. Момент настоящего - несущественен, это одна
из точек кривой. Социализм детерминировал прошлое как следствие
предопределенного будущего. Он знал функцию чайника и мог простирать ее
бесконечно далеко в обоих направлениях. Но если будущее для социализма
было понятным, но еще не свершившимся, то прошлое было свершившимся и не
сходящимся с функцией. Его пришлось привести в соответствие, нарисовать
руками мастеров. Социализм изничтожал настоящее, низводил в ранг
несерьезного, даже постыдного. Требовалось смотреть в будущее и гордиться
прошлым, а все остальное воспринимать как временные трудности. Действительно,
стоя на пороге перед вечностью, к чему придавать значение сиюминутным
проблемам?
Природу вселенной, похоже, не интересует ни прошлое, ни будущее. Мир не
заботится о том, как он будет жить завтра, не откладывает ресурс "на потом"
и на "всякий случай", не извлекает уроков из прошлого. Ладно, он - глуп и
мертв, однако умная и живая биологическая эволюция поступает также. Похоже,
для них вообще не существует таких понятий, как "прошлое", и "будущее", как
не существует красного и зеленого для дальтоника. Для них нет никакой
разницы в точке фиксации настоящего на всем этом огромном, последовательном,
ничего не значащем перетекании одного в другое от начала вселенной до ее
конца.
Однако разница между "вчера" и "завтра" есть. Условный рефлекс моллюска -
уже очевидная суть этой разницы: научившись помнить, научишься жить. Лучше
помнишь - дольше живешь. Память - выжимка важных параметров из "вчера",
индекс прошлого состояния. Рефлекс - очень хорошая вещь. Но он имеет смысл
только в случае многократного повторения одних и тех же событий, его
становится мало в сильноизменчивой среде. И на помощь приходит разум,
запоминающий все подряд, индексирующий реальность, выявляющий закономерности
и строящий системы предсказаний. Может быть, именно в результате разумного
анализа происходящего, в сопоставлении его с прошлыми состояниями, и
рождается понятие времени? Время - это инструмент разумности, оно необходимо
для отсчета индексов. Время - абстракция, как и вопросы существования прошлого
и будущего. Его не существует. Время неидеально, оно порождает много
парадоксов, но на нем базируется разум, и иначе никак.
06.05.2010 Ханов О.А.
Приоритеты считаю важными. Непредсказуемость социалистического прошлого
вытекала из безусловного приоритета будущего и необходимости учитывать
текущее состояние (настоящее). С другой стороны, основу буржуазных ценностей
составляет "настоящее" (с учетом прошлого). Мне не знакомы цивилизации, у
которых первое место занимало бы прошлое. Кроме мифической, из Г.Гессе "Игра
в бисер".
Допускаю разум как "надстройку над рефлексами, необходимую для прогнозирования
будущего, чтобы делать правильные шаги в настоящем". Возражаю против разума,
творящего будущее. Разница невелика, она лишь в масштабах амбиций. "Умный и
живой" Homo Sapiens отличается от остальной природы только своими амбициями,
которые природа (пока) способна усмирять.
Я - "человек прошлого". Отвергая социалистическое будущее и буржуазное
настоящее, отношусь с незаслуженным уважением к тому, что уже случилось
и прошло. Прошлое предполагает только созерцание (см. Г.Гессе). Преобразования
в нем неуместны, это социалистическая аномалия. Созерцание не претендует на
изменения, оно наполняет смыслом происходящее, которое может быть осмыслено
только post factum.
06.05.2010 С.О.
Что касается цивилизаций с приоритетом прошлого - это Китай и Япония.
Настоящий мастер не является настоящим, пока не поймет весь опыт предыдущих
поколений. Но и этого мало. Настоящий мастер, поняв всю глубину своего
ремесла, должен дополнить ее чем-то своим. Именно дополнить, а не изменить.
Из-за власти традиций Китай узнал достижения цивилизации только в 20-м веке.
Впрочем, людям, верящим в переселение души, должно быть неважно в каком
времени и пространстве они живут. Их главная ценность - постижение
собственного Я, а не война с Ираком и покорение космоса. Когда к власти
пришли атеисты, Китай поработил мир.
Да, прошлое допускает только созерцание. Но я бы уточнил суть процесса -
это самосозерцание, имеющее к прошлому весьма опосредованное отношение.
Степень достоверности оставшегося в памяти прошлого очень и очень разная.
Разум изменяет и дополняет картинки прошлого, каждый раз выискивая в них все
больше и больше смысла. Прошлое превращается в чистые символы, теряет связь
со своими реальными основами. Свидетелей какого-либо экстраординарного события
стараются допросить сразу, сию минуту. Ибо потом событие в головах очевидцев
превратиться в фарс, обрастет ненужной требухой и потеряет смысл. Далеко не
надо ходить. В застолье, наверное, все слышали смешные рассказы о себе и
других. Их достоверность кажется ничтожной. Иногда "факты" перевираются до
такой степени, что становится сложно вообще идентифицировать описываемое
событие. Иногда находятся два свидетеля, и тогда ситуация становится
непонятной в принципе. Собственно, обычно никто и не заморачивается поиском
нестыковок в рассказах или полемикой с рассказчиками, это как бы даже и тон
дурной. Тех, кто начинают разводить неуместные дискуссии, обычно начинают
затыкать уже всем остальным столом. Всем интуитивно ясно - есть только ИМХО,
и нет смысла копать глубже.
Что мы имеем в доказательство существования прошлого? Артефакты этого
прошлого в настоящем - совокупность накопленных знаний, пирамиду Хеопса,
пачку сигарет в кармане, купленную вчера вечером? Да, безусловно, текущее
состояние вселенной включает в себя какие-то естественные процессы прошлого,
которые привели к настоящему. Конечно. Но вместе с понятной пачкой сигарет,
купленной вчера вечером, вдруг неожиданно обнаруживается необъяснимое
отсутствие зажигалки, а в сегодняшних газетах печатают, что пирамида
Хеопса - мировой розыгрыш, направленный на привлечение туристов, и теперь
весь мир обсуждает вопрос, были ли американцы на Луне.
Почти все, если вообще не все, что можно вложить в понятие "прошлое" - есть
результат разумной деятельности. Это вывернутый наизнанку антропный принцип -
мы видим вселенную такой, потому что только такие наблюдатели как мы, могут
видеть такую вселенную. Весь наш багаж накопленных знаний превращается в
систему легенд и мифов. Сейчас актуален вопрос даже не столько их
правдоподобности, сколько их непротиворечивости. Нам нет нужды постигать
абсолюты - они непостижимы, нам достаточно практического применения.
Разум, творящий будущее. О да, мы творим будущее. Мы заботимся о будущем, и
только о нем. Однако то будущее, к которому мы стремимся, через какое-то время
становится прошлым. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мы творим вовсе
не наше будущее, напротив, мы творим наше прошлое. Английская пословица - "Не
откладывая на завтра то, что можешь сделать сегодня" - предполагает именно
это. Надо решаться лечить зубы - час мучений, и все в прошлом. Надо купить в
дорогу пачку сигарет для того, чтобы потом можно было легко достать ее из
кармана. Наше настоящее базируется на уйме вещей, оставшихся в прошлом.
Обеспечение этого прошлого требует выполнения множества вещей в настоящем.
Люди
    Объекты
    Годы
    Темы
    В начало
|