Похвала глупости.
Глупо поступать не в согласии с логикой...
Живая природа разумна. Многообразие видов животных и растений сосуществуют и
развиваются, усложняется организация и их взаимодействие. Кажется, нет предела
на этом пути к совершенству. Природа не терпит ничего лишнего, она безжалостно
уничтожает устаревшие экземпляры и целые виды, поднимаясь на новую ступень
усложнения. Трудно найти что-нибудь, не укладывающееся в логику движения к
некой (неизвестной нам) цели ее развития. Когда появляется нечто новое, то
это значит, что появилась возможность, которая превратилась в необходимость
и через некоторое время стала реальностью.
На каком-то этапе появляется человек разумный. Мы не знаем, зачем, но по
аналогии надо предположить, что в этом была необходимость. Человек отличается
от всех других живых существ наличием собственного разума. Его разум не
превышает разумной организации живой природы и, значит, необходимости в таком
разуме (как мы его понимаем) не было. Природа неизмеримо сложнее того, что
может предложить человек. Она сложнее того, что он в ней способен понять.
Его "разумные" достижения - жалкое подобие природных свершений.
Разум предполагает волю, т.е. исполнение действий, определяемых не внешней
необходимостью, но внутренней потребностью. Эти действия не обязательно должны
соответствовать какой-либо логике (внутренней или внешней). Их причиной может
быть неверно понятая ситуация или случайность, или смутные желания, каприз.
Логика вездесуща и всесильна. Все, что происходит в природе, подчиняется ей с
безусловной необходимостью. Логика проста, ее моделирование не представляет
большого труда. Компьютерные системы способны воспроизвести любые, сколь
угодно сложные логические цепочки, но смоделировать поведение человека им
никак не удается. Это значит, что разумное и логически оправданное поведение
не совпадают. Это значит, что движения человеческого разума не сводится к
логике, а бывает, ей противоречат. Возникает подозрение, что именно логически
неоправданные реакции, недоступные для природы, но свойственные человеку, были
причиной его появления. Именно такой возможности недоставало природе и ей
пришлось изобретать. Случайные (тоже неразумные) предложения Дарвинского
отбора оказались недостаточны, поскольку логика слишком быстро вмешивается в
процесс и вгоняет его в разумное (предопределенное) русло.
Неразумное поведение открывает новые возможности для развития. Без него нет
причин устремляться в направления, не вытекающие из других, уже известных. Там
оно может нащупать новые пути, недосягаемые при движении по вымощенной дороге
логики.
Человек разумный интересен тем, что способен поступать неразумно.
27.08.2010
Люди
    Объекты
    Годы
    Темы
    В начало
|