О становлении понимания и умения
Удивляет и беспокоит позиция Димы, который "Все знает" (Дима - внук, 11 лет).
Такие знания, даже
если они реально существуют, поверхностны. Такая позиция не дает простора
любопытству, она не порождает стремление к познанию нового...
Кажется, Дима таким родился. Уже с двух-трех лет, как только начал говорить
и что-то понимать, он утверждал, что знает все. Такое мнение в столь раннем
возрасте не могло сформироваться под внешним влиянием, это его внутреннее
ощущение. И значит, его придется учитывать и пытаться сглаживать влияния,
если они не кажутся положительными.
Дима действительно знает то, о чем так говорит. Иногда я в этом сомневаюсь
и задаю вопросы, выбирая тему наугад, чтобы подтвердить или опровергнуть
утверждения. И он отвечает, для своего возраста достаточно подробно и
правильно. Этим летом Дима удивил неплохой игрой в теннис и умением нырять.
При том, что в прошлом году он уверенно говорил - я это умею, хотя никаких
оснований так говорить, на мой взгляд, у него не было.
Вспоминаю, с самим Сергеем (его отцом) в детском возрасте была обратная проблема.
Иногда
меня удивляло, что он не может понять что-то очень простое. Разбираюсь и вижу,
что он копает слишком глубоко. Там, на глубине, действительно есть вопросы,
на которые иногда нет и быть не может четких ответов. Но такие вопросы
располагаются далеко за пределами школьной программы, и надо очень хорошо
представлять предмет, чтобы их увидеть. Т.е. проблема заключалась в том, что
надо отбросить несущественное, после чего все становилось простым и понятным.
Эти примеры показывают два способа познания, условно говоря, - экстенсивный и
интенсивный. Эрудит знает все, но часто - весьма поверхностно. Специалист -
напротив, копает глубоко, знает мелкие нюансы, но всегда будет говорить, что
ничего не знает. Поскольку не видит предела познания даже самых простых
вещей. Трудно сказать, что из этого лучше и полезнее. Движение вширь, как и
движение вглубь, открывает неизвестное. Но у Димы почему-то нет
неизвестного!
Если не погружаться в метафизику, можно объяснить это так. Достаточно
некоторой последовательности знаний или навыков, чтобы в целом была понятна
вся тема. Недостающие связи можно восстановить формальным (и значит, надежным
и несложным) движением от одного известного и понятного уровня к другому.
Принцип используется для оценки как понимания, так и умения.
Есть, однако, в этом принципе небрежность, достойная порицания. Бросить
незавершенное по той причине, что результат уже понятен и потому не
интересен - проявление ленивой беспечности. Есть в этом нежелание
выполнять "рутинную" работу, есть приоритет фантазий над свершениями.
Мелкие детали способны испортить всю картину. А иногда понятное обманчиво
и при попытке реализации обращается в невозможное.
Когда-то с Ю.Ф. мы обсуждали эту тему. Пришли к тому, что для Ю.Ф наивысший
приоритет имеет достижение цели. Для меня достаточен процесс, движение.
Цель, я допускаю, может оказаться недостижимой.
Кажется, Дима унаследовал
это качество. В оправдание хочу сказать, что такая позицию может привести
туда, куда иным путем попасть невозможно. Часто это дорога никуда, но иногда
она уводит в сказочные сферы, способные, однако, существовать в реальности.
23.11.10
Люди
    Объекты
    Годы
    Темы
    В начало
|